Митрополит Антоний (Храповицкий)
Окружное послание к русской заграничной пастве

[1927]

На главную

Произведения митрополита Антония (Храповицкого)


Смиренный Антоний, митр. Киевский и Галицкий, председатель собора архиереев и Архиерейского Синода Русской Зарубежной Церкви, желает о Господе радоватися преосвященным архипастырям, всечестным пастырям и всем православным христианам, пастве нашего Архиерейского Синода в Европе, Азии, Америке, Африке и Австралии.

Когда из весело горящего костра удаляют несколько тлеющих углей, то они постепенно угасают, если жар костра мало достигает до них. То же бывает и с духовным горением Церкви Божией: пока чада ее живут вместе, они могут постоянно воспламеняться общей верой и молитвенным устремлением к Богу, исполняться Духом, назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу (Еф. 5, 18-19).

Но, разделенные от духовных центров большими пространствами и даже нередко полной невозможностью письменного общения страха ради иудейского [Ин. 19,38], они подвергаются опасности, подобно древним самарянам, отвыкать законов отеческих, т.е. от преданий церковных, и постепенно терять сокровище нашего церковного быта и самую любовь к общей церковной молитве, а затем и привыкать к пустым обольщениям, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу (Кол. 2, 8).

Признаков такого обольщения немало повсюду. Довольно прийти хоть в нашу русскую белградскую церковь, чтобы сразу бросилось в глаза множество обстриженных женщин и девушек, которым своевременно, но безуспешно пояснять слова Божественного Писания: Всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытой головой, постыжает свою голову, как если б она была бритая... если жене стыдно быть остриженной или обритой, пусть покрывается (1 Кор. 11, 5-6).

Это предание всей Христовой Церкви; даже не принадлежащие к ней католические епископы то там, то там печатают заявления, что они не допустят ни к причащению, ни даже к пребыванию в храме [ни] стриженых женщин и девиц, ни одетых в балетное платье. А в недавнее еще время на Руси обстригали у девушек и у женщин косу только в том случае, если они потеряли свою честь через прелюбодеяние, а посему стриженая женщина не могла даже никуда показаться.

Точно так же еще недавно на Руси невозможно было устраивать балы — пляски под воскресенье или под праздник, а теперь этот безнравственный обычай вошел в обыкновение, в дерзкое нарушение заповеди Господней. Не упоминаем уже о новых бесстыдных плясках, введенных современной модой, которые развращают собой даже и целомудренные души: это безобразное явление должно навсегда оставить.

Такие бесчинства являются следствием или, если хотите, причиной нарушения очень многими одного из основных законов церковной жизни — ежегодной исповеди и говения. От многих грехов и падений удерживались наши отцы, матери, братья и сестры при мысли: "Как же я скажу об этом духовнику?" — А скрыть что-либо на исповеди или солгать справедливо считалось тяжким оскорблением Бога, согласно словам иерейской молитвы: "Аще ли что скрыеши от мене, сугуб грех имаши".

Кто ежегодно приходит на исповедь, тот не может окончательно пасть, ни перестать молиться, ни потерять веру.

В настоящее время общей греховности верующие от неверующих отличаются прежде всего тем, что первые раскаиваются в грехах, а вторые в них не признаются даже перед собою и падают все ниже и ниже.

Отвыкшие от исповеди и от храма, но не потерявшее еще веры признаются, что когда они решаются идти на исповедь, то чувствуют себя как бы со связанными ногами или с привязанными к ногам тяжелыми гирями. Такое самочувствие должно бы их надоумить в том, что с ними борется сам враг Божий — диавол; это должно привести их в ужас и окончательно побудить спешить на исповедь, спасаясь как бы от бесовской челюсти.

Многие печатают и говорят о необходимости нравственного возрождения заграничного общества, о покаянии и о возвращении заграничного общества к нормальной жизни.

Вот вам первый и неизбежный и незаменимый шаг к тому — восстановить ежегодную (по крайней мере) исповедь, начав это дело с первых же дней по получении сего воззвания.

Да поможет вам Господь перебороть искушение врага, наводящего уныние, отбросить языческие обычаи современной беженской жизни и восстановить истинно православный быт.

На сие призываю от имени заграничного Архиерейского собора Божие благословение.


Опубликовано: Антоний (Храповицкий), митрополит. Избранные труды, письма, материалы. М.: Правосл. Свято-Тихоновский гум. ун-т, 2007. С. 613-614.

Митрополит Антоний (в миру — Храповицкий Алексей Павлович) (1863-1936) митрополит Киевский и Галицкий, первый по времени председатель Архиерейского синода Русской Православной Церкви за границей, богослов, философ.



На главную

Произведения митрополита Антония (Храповицкого)

Монастыри и храмы Северо-запада