Митрополит Антоний (Храповицкий)
Окружное послание к Волынской пастве

По поводу мятежей

На главную

Произведения митрополита Антония (Храповицкого)



...то угодно Богу, если кто, помышляя о Боге,
переносит скорби, страдая несправедливо. Ибо
что за похвала, если вы терпите, когда вас бьют
за проступки? Но если, делая добро и страдая, терпите,
это угодно Богу. Ибо вы к тому призваны.
1 Петр. 2, 19-21

Напоминаю вам, братие, сие слово Духа Божия, дабы вы знали, что надо отвечать всем мятежникам, которые теперь разосланы по вашим селам, чтобы подговаривать вас к забастовкам и грабежам. В некоторых селах благоразумные крестьяне изгнали от себя смутьянов и заявили им, что если они добром не уберутся от них, то будут избиты, — но в других селах простодушные жители поверили мятежникам, будто они посланы от царя заявить людям, чтобы не работали меньше как по рублю в день и другим не дозволяли бы работать дешевле. И вот неразумные люди поддались наветам этих врагов России и силою выгнали рабочих из помещичьих усадьб, а в некоторых селах еще пригрозили по весне силою отнять у владельца поля и сенокосы. «Зачем вам терпеть нужду, когда паны богатеют? — говорили мятежники. — Берите чужое, пока есть возможность». И неразумные крестьяне им верили, рубили панский лес, пока не приходили войска, не отнимали леса и не арестовывали виновных. — Не хотели люди терпеть честной и любезной Христу Богу бедности, так пришлось им терпеть сверх бедности еще и постыдное темничное заключение да напрасный труд.

Здесь, братие, нарушено было другое апостольское слово: «Как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явлении славы Его возрадуетесь и восторжествуете... Только бы не пострадал кто из вас, как убийца, или вор, или злодей, или как посягающий на чужое» (1 Петр. 4, 13,15).

И вот посему, когда я слышу о бесчинствах, какие произвели крестьяне в усадьбах некоторых помещиков, то не помещиков я жалею: их обида, быть может, искупит некоторые согрешения их пред Богом, — но жалею я вас, добрые крестьяне! Жаль мне душ ваших, которые вы хотите губить, участвуя в делах разбойнических. С меня Бог спросит о душах ваших. Могу ли я беспечно взирать на тот дух зависти, наглости, дерзости и грабежа, которому желают враги подчинить ваши сердца?

Люди! Кого вы начали слушать? Нанятых продажных проходимцев, недоучившихся мальчишек, беглых матросов, изменивших царской присяге, выгнанных учителей, которые поступили в услужение врагам царя и России.

Люди! Вы знаете, кто пишет вам эти строки? Тот, кого увещания вы так любите слушать во святой и чудотворной лавре Почаевской.

Люди! Вы знаете, что я ваш, мужицкий архиерей — не панский, не польский, а ваш, русский, к которому всегда открыты для вас двери.

Итак, слушайте, что скажу вам. Поняли ли вы, почему мятежники появились в ваших деревнях не раньше, а сразу после того, как по разным городам крестьяне побили и пожгли огнем бунтовщиков, ругавшихся над царскими портретами около 20 октября? Бунтовщики испугались простого народа и его любви к царю. Они увидели, что невозможно им уничтожить Православную веру и извести царя, пока не соблазнят преданных вере и царю крестьян. Но поняли они и то, что возбуждать народ открыто против Христа и против царя невозможно, — и вот они решили прежде как-нибудь испортить душу в народе, помрачить в нем разум Божий и совесть христианскую, сделать людей бессовестными и злодеями, а тогда уже нетрудно будет повести их против Церкви Божией и против царя православного.

Какой-нибудь очень хитрый человек внушил им такую коварную мысль, как ложный пророк Валаам внушил врагам народа Божия погубить его чрез развращение душ блудом с дщерями мадиамскими, и тогда возгорался на народ гнев Божий и начал поражать сынов израилевых числом 24 тысячи мужей (см.: Чис. 25, 9).

Тех соблазнили блудною страстью, а вас, русские земледельцы, враги святой веры соблазняют завистью к чужой земле и к чужим деньгам, видя вашу нужду и бедность. Для сего они наняли разных негодных людей, по одному человеку на каждые пять сел, дабы эти бессовестные и коварные люди, представляясь как бы доброжелателями вашими, которым жаль вашей бедности и нужды, внушали бы вам забастовку и грабеж и притом показывали бы вам ложные манифесты, как бы от царя изданные.

Не верьте им, возлюбленные братие. Кто жалеет ближнего, тот не будет учить его злодеянию, но будет учить терпению, как святой апостол Павел: он проходил города и страны, увещевая пребывать в вере и поучая, что многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие (Деян. 14, 22), — а эти, разрушая веру, издеваются над вашим долготерпением и распускают басни о царе, будто бы разрешающем забастовки и грабительство.

Не верьте им, возлюбленные, потому что манифесты царя читаются в церкви, а не в подпольных прокламациях печатаются.

Не верьте им и не слушайте их, потому что такою же притворною дружбою погубил диавол род человеческий, когда в раю, войдя в змия, начал внушать Еве непослушание Богу и сожалеть о том, что людям воспрещено вкушать от древа познания добра и зла. Если бы она не поверила его состраданию к себе, если бы не забыла заповеди Божией и послушания, то не была бы проклята Богом вместе с Адамом и со всем родом человеческим. Так точно и мятежники советуют вам простирать руки ваши на воспрещенное, на чужое достояние, чтобы погубить вас и из честных, угодных Богу тружеников сделать вас богомерзкими грабителями, ворами, бунтовщиками.

Да, братие, в этом заключается их тайный умысел. Пока вы — честные люди, им не совладать с вами, а если, прельстившись их обманом, пойдете на всякие забастовки и грабежи, то вы им, бунтовщикам, уже беспрекословные рабы.

Почему так? А потому, что вор и грабитель, терзаемый совестью, сам будет рад забыть Бога и уже не откажется, как теперь, слушать всякие разговоры против веры, против Христа. Ему легче будет на сердце отвергнуться совсем от Бога, чем считать себя повинным в нарушении Божественной заповеди: Не укради; не пожелай дому ближняго твоего, ни села его, ни осла его, ни всякого скота его, ни всего, елика суть ближняго твоего (Исх. 20, 15, 17).

Слышишь ли? Даже в сердце своем позавидовать чужому богатству — это уже есть нарушение заповеди. Итак, не будет ли слугою диавола и антихриста тот, кто научает тебя грабить чужое? Ему ведь только того и нужно, чтобы ты стал бессовестным человеком. Он хорошо знает, что награбленное у тебя все равно отнимут и тебя накажут, но все же будешь ты считаться вором и грабителем, и твой взор сделается на всю жизнь сумрачным, и беседа твоя — суровой. Будешь ты тогда бояться оставаться один, а когда подойдет к тебе жена или ребенок, то будешь ты думать, что они уже презирают тебя в душе, и будешь ты им отвечать со злобой и отучишь их заговаривать с тобою. Их жизнь около тебя сделается пыткой, и пыткой душевной будет тебе твоя собственная жизнь. И тогда начнешь ты роптать на Бога от внутренней муки, и будешь рад на чем-нибудь сорвать свою злобу, и мало-помалу до того ожесточишь свое сердце, что не будет для тебя на всей земле любезного, дорогого человека. А этого только и нужно нашим врагам-революционерам. «Теперь наше дело сделано», — скажут они себе. Тогда им легко будет повести тебя на мятеж против царя и против храмов Божиих. Теперь, пока ты чист душою и имеешь спокойную совесть, теперь тебе и подумать страшно, чтобы сделаться отверженцем от Бога или мятежником против царя. Но когда ляжет тебе на душу укор совести как разбойника и грабителя и вселится в твою душу злоба на всех, то всякому разбою и бунту будешь ты сочувствовать, так что они уже не будут тогда бояться крестьян в своих злодеяниях против царя и Церкви, а когда крестьяне перестанут защищать веру, то уже легко будет уничтожить на Руси и устроить вместо православного царства шайку безбожных разбойников, чего они желают.

Не верьте же им, братие. Не верьте всяким воззваниям, какие приносят вам от ложного Крестьянского союза в Москве. Такого союза нет. Посмотрите сами, разве крестьянскими (мужицкими) словами написаны все их мятежнические постановления?

Если бы был там настоящий Крестьянский союз, то из каждой волости выбирали бы туда уполномоченных. А разве у вас таких выбирали в этот союз? Разве кто туда ездил? Нет. Разве настоящие крестьяне могли съехаться в Москве, не отслужив молебна, не послав телеграммы Государю Императору? А разве то исполнил их самозванный союз? Нет, он только осыпал укорами русское правительство. Значит, это вовсе не Крестьянский союз, вовсе там нет деревенских крестьян, а бунтовщики, обманщики, главарей которых уже арестовали.

Не верьте им. Прошу вас, братие, и заклинаю. Всякое предложение от чужих людей, всякую смущающую вас новость сообщайте своему священнику и спрашивайте его совета. Если те проходимцы будут насмехаться над вами за это и порочить вашего священника, то отвечайте им так: «Наверно, наш батюшка не хуже тех священников и клириков, которые распяли Господа Иисуса Христа, а, однако, Он повелел даже и тех священников слушать, только не подражать их злым делам». Все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте (Мф. 23, 3). А о священниках христианских, учениках святых апостолов, Он сказал так: Слушающий вас Меня слушает, и отвергающий вас, Меня отвергается (Лк. 10, 16). А если кто не примет вас и не послушает слов ваших, то, выходя из дома или из города того, отрясите прах от ног ваших. Истинно говорю вам: отраднее будет земле Содомской и Гоморрской в день суда, нежели городу тому (Мф. 10, 14-15).

Вот кто, братие, ваши учители, посланные от Бога, а не от шайки безбожных мятежников и врагов русского царя и народа. Знайте, братие, и то, что гнев Божий открывается и на грабителей еще в сей жизни, прежде чем постигнет их вечное осуждение в жизни будущей. Поясню вам это притчею. Один лесник, семейный человек, любил грабить проезжавших через лес: заслышав колокольчик ночью, он выходил на дорогу с большим железным ломом, оглушал их ударом и, ограбив имущество, оставлял чуть живыми на дороге. Однажды он, услышав бубенцы, хотел взять лом, но не нашел его, звал детей-подростков, чтобы разыскали, но и дети куда-то убрались. Тогда пошел он бродить по дому и дошел до клети, куда складывал награбленное добро. Что же он видит? От клети отбит замок его ломом, и все добро из клети унесено. «Вот и меня наказал вор моим же ломом», — подумал он и крепко заскучал, но это было только начало его горести. Наутро к нему привели его обоих сыновей-подростков, избитых и пьяных, но одетых в богатые наряды. Оказалось, что они ограбили отца и завели в ближайшем местечке драку, будучи пьяными, в непотребном доме. Когда стражники ушли, оставив ему детей на поруки, он начал их жестоко бранить и укорять за пьянство, за столь ранний разврат и дерзкое воровство, но они только смеялись ему, называя его самого вором и грабителем. Тогда он вышел из себя и схватил младшего сына за волосы, а старший, взяв лом, подкрался к нему сзади и изо всей силы ударил его по голове, так что он упал, обливаясь кровью, а потом недолго и прожил, оплакивая свои преступления и свое одиночество, потому что дети его разбежались, забрав себе остальные его вещи, но он еще при жизни узнал, что оба они сидят в тюрьме.

Вот и вы, братие, спросите тех, которые побуждают вас к забастовкам и грабежам, так: «Вы смеетесь над нами, что мы терпим бедность, и радеете о том, чтобы, награбив чужое или вмешиваясь в чужое хозяйство, мы были бы богаты и счастливы. Но возможно ли благополучие и мир в доме грабителя и бунтовщика? Будут ли его уважать и слушать дети? Будет ли его любить и верить ему жена? Будут ли жить между собою в мире соседи, когда каждый считает другого вором и боится, чтобы он и в его добро не запустил свою завистливую руку?» Да это будет не жизнь мирная, а кромешный ад, и тогда эти люди, расстроенные, боящиеся друг друга и взаимно подозревающие, пожалеют, — о, как они пожалеют прежних дней своей честной бедности, когда у каждого немного было, да свое, честно и без насилия нажитое, когда дети уважали и чтили отца и мать, стыдясь пред ними не только худого дела, но и худого слова, когда все весело шли в Божию Церковь и от бедности своей жертвовали хоть малую лепту, но столь угодную Спасителю нашему, как те две лепты вдовицы на храм Иерусалимский, которые Он назвал более ценными в очах Божиих, нежели дорогие жертвы богачей, дававших от избытка своего, тогда как вдовица бедная отдала на храм все свое скудное достояние. Так, братие, и я, грешный служитель Божий, со слезами умиления взираю на вас из своего окна, когда вы со своими смиренными приношениями поднимаетесь огромными толпами на святую гору Почаевскую на праздники Пречистой, забыв усталость от летних работ, или весной, когда заботитесь не о том, чтобы повеселиться в зеленый май месяц и собрать силы для страдной поры, но спешите на духовную, Божественную трапезу к Матери Божией и преп. Иову.

И оттого Господь с любовию принимает вашу жертву, оттого радостными и здоровыми возвращает вас в ваши дома, что руки ваши чисты от крови и воровства и совесть ваша чиста от лукавства и зависти. Но знайте, братие, что не всякую жертву приемлет Господь. По правилам Вселенских соборов, цену блуда и добычу грабителя не должно вносить в дом Господень, а «дерзнувшие учинить нападение на чужие домы» лишаются причащения Святых Тайн и даже не допускаются для молитвы в церковь (Григория Неокесарийского правило 9-е). И если придет такой человек с награбленным достоянием, то жертва его будет отвергнута Богом, как жертва Каина, а молитва его будет во грех (см.: Пс. 108, 7).

Вот какому осуждению Божию желают подвергнуть вас «доброжелатели», подбивающие вас к забастовкам и грабительству. Видите ли теперь, что они злейшие враги ваши, вашего спасения, т. е. слуги диавола, который желает погубить ваши души?

Итак, братие, смело противостаньте всем, кто будет внимать им. Души ваши да будут проникнуты послушанием Богу, а сердца ваши — преданностью нашему православному царю, на которого вооружить вас стараются злые мятежники.

Не будем завидовать богатым и желать их достояния. Будем подражать людям трудолюбивым и добродетельным и желать их духовных дарований. Помните, что не богатые и мудрые шли за Спасителем нашим, но бедные и малосведущие, а богатые и ученые ругались этому и говорили друг другу: Еда кто от князь верова в Он или от фарисей, но народ сей, иже не весть закона, прокляти суть (Ин. 7, 48-49). Так проклинали враги Христовы преданный ему народ, так и теперь проклинают вас враги Его и враги России за преданность вере и царю. Но за то благословляет вас с неба Господь, благословляет вас Матерь Божия от горы Почаевской, благословляют святые угодники Божии печерские и почаевский, которые складывали Русскую землю и отражали от нее ереси и неверие.

Им, братие, повинуйтесь, их заветов слушайтесь, — чтобы в терпении своем стяжать свои души (см.: Лк. 21, 19), по слову Христову, чтобы приобретать себе неветшающее сокровище на небе и бояться не бедности, но греха, стыдиться не убожества, но воровства и преступления, — чтобы хранить свою русскую христианскую душу и благочестивый обычай предков ваших передавать неповрежденным вашим детям из рода в род.

Тогда сохранится русское царство непоколебимым от безбожников и бунтовщиков, тогда сохранится неповрежденной наша святая вера. О том буду возносить свои молитвы к Престолу Божию, потому что за ваши души должен я дать ответ на Страшном Суде Его, и да сподобит Он всех нас непостыдно предстать Его страшному Престолу со всеми, кого мы любили здесь, на земле, и представить Ему наши души чистыми от тяжких преступлений, увенчанными терпением и святою бедностью, очищенными покаянием с молитвою и благодатию Божественных Таинств. Отче наш, Иже ecu на небесех! Не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого. Аминь.

1907


Митрополит Антоний (в миру — Храповицкий Алексей Павлович) (1863—1936) митрополит Киевский и Галицкий, первый по времени председатель Архиерейского синода Русской Православной Церкви за границей, богослов, философ.


На главную

Произведения митрополита Антония (Храповицкого)

Монастыри и храмы Северо-запада