Митрополит Антоний (Храповицкий)
Пасхальное послание 1929 года

На главную

Произведения митрополита Антония (Храповицкого)


Смерти празднуем умерщвление, адово разрушение, иного жития вечнаго начало и, играющее, поем Виновного, единого благословенного отцев Бога и Препрославленного.

Выражают ли слова этой торжественной песни наше внутреннее настроение, или та серая, вот уже восемь лет длящаяся обстановка нашего печального беженства представляет нам все эти дни года одинаково беспросветными и ничего доброго не обещающими? Да не будет так.

Христианин не есть простое отражение своего внешнего быта: в нем должна быть и бывает еще другая, внутренняя жизнь, пробуждаемая не видом пасхальных угощений и новых одежд на себе и на встречных, но зажженная воспоминанием Христа, исходящего из гроба, яко Победителя, женам-мироносицам вещавшего: "Радуйтесь" — и апостолам Своим мир дарующего.

Не только мир, но и восторженное ликование охватило души узревших Его друзей, уже удостоенных названием Его братии, ибо они увидели Своего возлюбленного Учителя и Господа не побежденного мучением и смертью, но победившего смерть и живущего вовеки в Своей нетленной славе.

Во всякой борьбе смерть полагает конец человеческим стремлениям, желаниям и страстям. Но в деле Христовом она явилась началом единой, истинной и бессмертной жизни. "До Христа смерть страшна бысть человеком, а после Христовой смерти человек страшен для смерти явися" — так воспевает церковная память добропобедного мученика Каллистрата. Отсюда — неустрашимость святых апостолов под угрозою врагов Христовых и их непоколебимость при жесточайшем исполнении этих угроз, при изменах друзей, при видимом торжестве неправды. И такую неустрашимость, непоколебимость явили не только непосредственные свидетели Христовых страстей и воскресения, но являют и многие тысячи наших современников, избивавшиеся на междуусобной войне и после нее подвергавшиеся мучениям, тюрьмам, пыткам и медленной мучительной смерти.

Не сладка и наша жизнь на земле, и многие молят о скорейшей смерти, но горе тем, кому недоступно радостное прославление воскресшего Христа, и тем, которым ничего не видно сквозь приниженность их земного бытия, сквозь приниженность и разрозненность нашей родины. Ведь если бы кто желал ценить жизнь по числу земных радостей, то должен был бы себя считать приговоренным к смерти, которая никого из нас не минует и никому из нас не предстанет без предварительных мучений, болезни или внезапного ужаса нераскаянности. Вот почему богатые и знатные люди и прежде во время общего благополучия редко бывали жизнерадостны и веселы, а нередко мрачны и подозрительны, имея в виду быстротечность нашей жизни, живя под гнетом себялюбивого страха и укоров совести. Ликовавшие о воскресении своего Учителя апостолы не могли ожидать больших радостей в земном веке. Уже воины иудейские получили сребреники довольны и разносят повсюду клевету, будто ученицы украдоша Его [см.: Мф. 28, 12-13].

Конечно, враждебные иудеи уже угрожают им за подобное мнимое преступление, а затем им предстоят побои, тюрьма и казнь. Но эти тюрьмы, пытки и казнь не такие будут, как предсмертные мучения Христовы: перед ними будет сиять свет совершившегося примирения и воскресения; они будут ожидать — при нападении враждебного Христу мира — вечной радости в Его Небесном Царстве, которое им уже открылось в сей день, — как открылось, братие, и нам независимо от наших грехопадений, но в качестве благодатного, свыше посланного дара, дара таинственного, посещающего в сию спасительную ночь верующих и даже полуверующих во исполнение Христова слова, приложимого и к нам всем, по крайней мере, на этот святой день. Паки же узрю вы, и возрадуется сердце ваше, и радости вашея никтоже возьмет от вас (Ин. 16, 22).

Пусть здесь упорствует злоба, пусть никто не видит Божией правды, но от сего дня люди Христовы по обетованию

Его ожидают нового неба и новой земли, на которых обитает правда (2 Петр. 3, 13).

Заключим же свое послание продолжением слов апостола Петра: Итак, возлюбленные, ожидая сего, потщитеся явиться пред ним неоскверненными и непорочными в мире и долготерпение Господа нашего почитайте своим спасением (2 Петр. 3, 14-15).


Опубликовано: Антоний (Храповицкий), митрополит. Избранные труды, письма, материалы. М.: Правосл. Свято-Тихоновский гум. ун-т, 2007. С. 615-616.

Митрополит Антоний (в миру — Храповицкий Алексей Павлович) (1863-1936) митрополит Киевский и Галицкий, первый по времени председатель Архиерейского синода Русской Православной Церкви за границей, богослов, философ.



На главную

Произведения митрополита Антония (Храповицкого)

Монастыри и храмы Северо-запада