Митрополит Антоний (Храповицкий)
Слово при вступлении на Харьковскую кафедру

На главную

Произведения митрополита Антония (Храповицкого)


Святые апостолы, обходя грады и веси, увещевали христиан ко благочестию, говоря повсюду, что многими скорбями подобает войти в Царствие Небесное (Деян. 14, 22). А когда умиленные первою проповедью апостола Петра уверовавшие иудеи спрашивали: Что нам делать? — то он многими словами свидетельствовал и увещевал, говоря: спасайтесь от рода сего развращенного (Деян. 2, 40).

Слова эти сохраняли свое полное значение для всех христиан в продолжение веков мученичества, когда их преследовали за самое вступление в христианскую Церковь, за самую веру в Господа Иисуса Христа. Однако и в дальнейшие века, когда христианство стало господствующей верою в мире, увещания эти не потеряли своего значения, и без скорбей христианину спастись невозможно ни в какое время, а развращенные обычаи нашли себе место и в христианском обществе, так что желающие спасти душу должны всегда помнить слова апостола: Спасайтесь от рода сего развращенного.

С этим апостольским напоминанием являюсь к вам и я, недостойный носитель апостольского служения, впервые вступающий в ваш кафедральный храм в качестве вашего архипастыря.

Спросите вы: «Почему именно этими двумя изречениями открываешь ты свою проповедь? Ведь если христианское общество и не чуждо развращенных обычаев, то неужели настолько, чтобы призывать верных как бы к полному отрешению от господствующего настроения современности? Неужели в ней злого и противного воле Божией больше, чем доброго и разумного и с волей Божией согласного?» Конечно, ответим мы, такое недоумение было бы вполне естественным лет 250 тому назад, когда главным содержанием русской жизни было стремление к христианскому совершенству, когда вся Русь, начиная от царских дворцов и кончая хижинами бедняков на берегах Ледовитого океана, представляла собой как бы один огромный молящийся и трудящийся монастырь, в котором миряне отличались от монахов, как того и требовал Златоуст, только тем, что последние хранили девство, а первые в честном браке воспитывали детей. Но увы! Те времена миновали, и жизнь быстрыми и погибельными шагами приближается к подобию древнеримского язычества, и за христианское благочестие приходится вновь принимать скорби, а сохранять его возможно только так, как хранили его ученики святых апостолов, в точности исполняя их слова: Спасайтесь от рода сего развращенного.

Давно, еще от времен Петра I, началось у нас, русских, это возвращение к языческим нравам: тогда оно сказывалось в жизни гвардии и высшего общества, потом, лет через 50, проникло в более широкие круги всего русского дворянства, а затем, лет 100 тому назад, оно охватило собою все мнимо-образованные слои государства и под влиянием так называемого Священного союза почти вовсе лишило их церковного сознания, а в 60-х годах прошлого столетия выразилось уже в открытой и напряженной борьбе против христианства, в усиленном распространении безбожного материализма и в осмеянии и нравственном угнетении всех радетелей христианского благочестия.

Настоящее время, т.е. последнее десятилетие нашей жизни, стало еще враждебнее Евангелию.

Правда, теперь общество потеряло слепую веру своих отцов в нелепое учение материалистов: оно перестало отрицать возможность всего сверхъестественного, чудесного — оно даже провозгласило новую идею богоискательства, т.е. искание Бога, Который давно открыл Себя, но, повторяю, даже мрачный тип самоуверенного и тупого нигилиста 60-х годов далеко не так враждебен Христовой истине, как дух современной жизни.

Тогда люди заблуждались и ошибались, теперь они просто не хотят знать истины. Тогда отрицали догматы веры, не понимая их, но не отрицали разницы между добром и злом. Тогда шли против Бога и Родины, думая, что служат добру и истине, теперь ненавидят самую истину, презирают самое понятие нравственного порядка и смотрят на жизнь как на море наслаждений. Тогда богатые добровольно обращали себя в бедняков, теперь бедняки завидуют богатым и думают только о том, а как бы им уподобиться.

Правда, и теперь говорят с трибуны и учительской кафедры о служении народу, о бедных крестьянах и о желательности общего равенства, но в прежнее время неумелые радетели народа шли к нему, разделяя с ним его лишения, а в настоящее время эти слова о любви к народу являются только личиной, прикрывающей озлобленное самолюбие людей, которые на самом деле этого народа не знают и знать не хотят, ненавидят его и презирают.

Мы сказали, что теперь не отрицают чудес, но радоваться этому не приходится, ибо сыны современности мнят достигнуть общения с Небом не единым от Христа указанным путем доброделания, а либо бессмысленными приемами колдовства, посредством верчения столов или тарелок, либо иными нелепыми приемами, кончая гнусным развратом. Вот почему в наш «просвещенный» XX век находит себе место изуверное дикое учение хлыстов во всех их разновидностях и распространяется с ужасающей силой во всех слоях общества, а нечеловеческий разврат, бесстыдная измена своим убеждениям в зависимости от успеха той или иной партии, готовность торговать своей совестью и взирать на все с точки зрения денежной выгоды -это такие горькие плоды недавней революции, от которой с ужасом отвернулись бы даже желавшие ее неверующие отцы сынов XX века. С теми можно было сговориться, и когда они уразумевали свое заблуждение, то возвращались к Христовой истине и делались ее одушевленными поборниками, но современные им чада даже вникать не желают в какую бы то ни было истину и самую науку признают лишь как мост к получению выгодной должности, — и как в обществе пьяниц неприятен и тяжел бывает трезвый человек, как тяготится общество блудниц присутствием чистой девы, так ненавистен им бывает благочестивый христианин и они готовы бывают повторять слова древних беззаконников о праведниках: Он пред нами — обличение помыслов наших. Тяжело нам и смотреть на него, ибо жизнь его не похожа на жизнь других, и отличны пути его: он считает нас мерзостью и отдаляется от путей наших, как от нечистот; ублажает кончину праведных и тщеславно называет отцом своим Бога (Прем. 2, 14-16). Вот в каком положении находится благочестивый христианин в современном обществе, особенно в больших городах, где растление проникает и в народ, распространяясь через жителей города и в русскую деревню все глубже и глубже. Два условия потребны для того, чтобы не поддаться современному растлению, и с них-то мы начали свое слово: первое условие заключается в том, чтобы обречь себя на терпение по слову Писания: Многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие (Деян. 14, 22), а второе — не преклонять свою главу пред суетною силою мира, но следовать апостольскому слову: Спасайтесь от рода сего развращенного, всегда памятуя, что Тот, Кто в вас, больше того, кто в мире (1 Ин. 4, 4).

Братие, не трудно это помнить, ибо хотя мир упорен в противлении Богу, но внутренняя его слабость и ничтожество раскрываются постоянно перед нашими глазами. Посмотрите на жизнь Европы, подражание которой оторвало блудных сынов нашего Отечества от нашей Церкви, от нашего народа. Посмотрите на то, как выродился современный европеец, как несложна его душевная жизнь, как вся она свелась к служению карману и чреву, как ему уже 100 лет тому назад были непонятны высшие запросы духа русского человека, перед ним благоговевшего; достаточно прочитать разговор французского офицера с Петром Безуховым, чтобы убедиться в этом.

Проведете ли вы свой взгляд от нравственно обнищавшей личной жизни к тем бесконечным разводам и распадам браков, которые поставили современную семью ниже быта семьи эскимосов, — вы и здесь найдете подтверждение апостольских слов: Так как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму — делать непотребства, так что они исполнены всякой неправды, блуда, лукавства, корыстолюбия, злобы, исполнены зависти, убийства, распрей, обмана, злонравия (Рим. 1, 28-29). И все это увенчивается постоянными самоубийствами, коими дух современности сам себе произносит смертный приговор. Спасайтесь же, братие, спасайтесь от рода сего развращенного!

Конечно, вы и не принадлежите к сему роду, ибо сынов его нет и не бывает здесь, во святом храме, им чужд всякий интерес к событиям местной церковной жизни, и не нужен им церковный пастырь. Вы, собравшиеся приветствовать меня, показываете себя церковными чадами и с доверием принимаете пастырское слово. Однако думаю, что вашей русской всеобъемлющей душе свойственно другое скорбное чувство: «Хорошо, мы будем спасаться, а сыны наши и друзья наши, которые не сопровождают нас на молитву, в церковь, которые, увы, представляют из себя тот род развращенный, о котором говоришь ты, — они пусть погибают, мы должны совершенно от них отречься и выделиться в совершенно отдельное общество, мужественно переносящее скорби за веру, но презирающее неверных и маловерных?»

Нет, братие, этого я не хочу сказать. Исполняйтесь Духом, назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу (Еф. 5, 18-19), и знайте, что слово Божие, воплощаемое в благочестивой жизни, есть огонь, который жжет человеческие сердца, что чем больше вы будете утверждаться в христианском дерзновении, в ревности к молитве и слышанию слова Божия, тем глубже будут сотрясаться сердца людей вам близких, тем менее они будут устойчивы в своем противлении Христу, в своем беспечном равнодушии к добру и злу и к будущей жизни.

Всех близких своих спасти не мог и Спаситель, но если в каком обществе, в каком городе могучей струей разливается учение слова Божия, собирается сонм благочестивых на одушевленную молитву и подъемлются подвиги благочестия и благотворения, там сыны церковные никогда не останутся одинокими: к ним повлекутся во множестве заблудшие души, неверие потеряет свою горделивую личину и, встречая со стороны благочестивых не гордо-презрительный взгляд, а объятия примиряющей любви, склонит пред ними свою когда-то превознесенную главу и даст возможность не только служителю Христову, но и верующему мирянину повторить сладчайший глагол древнего пророка: Научу беззаконныя путем Твоим, и нечестивии к Тебе обратятся (Пс. 50, 15).

Вот к какому светлому делу поведет нас, братие, решимость принять два приведенные апостольские призыва: идти против развращенного мира и не отступать пред принятием скорбей за благочестие.

Вот почему этими двумя изречениями апостолов открыл я свое церковное учительство в сем великом и славном граде, ибо при настоящих условиях жизни именно этими двумя апостольскими заветами открывается путь к высшему и для всякой души вожделенному молитвенному желанию, которым мы и закончим свое первое слово: Отче наш, Иже ecu на небесех; да святится имя Твое! Да приидет царствие Твое! Аминь.


Впервые опубликовано: Церковные ведомости. 1914. №27. С. 1181.

Митрополит Антоний (в миру — Храповицкий Алексей Павлович) (1863-1936) митрополит Киевский и Галицкий, первый по времени председатель Архиерейского синода Русской Православной Церкви за границей, богослов, философ.



На главную

Произведения митрополита Антония (Храповицкого)

Монастыри и храмы Северо-запада