В.И. Нарбут
Н. Шульговский. «Лучи и грезы»

На главную

Произведения В.И. Нарбута



Стихи, поэмы и миниатюры. СПБ. 1912. Стр. 189.

Почти все стихотворения Н.Н. Шульговского— слезливо-сентиментальны. Такими словами, как «грезы», «колясочка», «перекладинка», «слезинки», «сладенький»,— пестрят страницы сборника «Лучи и грезы». Для примера достаточно привести хотя бы вот эти стихи:

Обратилися гвоздочки
От креста
В золотые огонечки
У Христа.
Загорелись светлячками
В вышине,
Покатились ручейками
В сердце мне.

Конечно, сентиментальная струя — ненарочита. Это видно из стихотворений: «Прошлое», «Клеопатра», «Для русского романса» и др. Просто автор — неопытен, не умеет выражать словами свои чувства, и думает, что для придания стиху нежности и задушевности необходимо повторять уменьшительные существительные и прилагательные.

Но как бы то ни было, отрава жалобности впиталась в стихи Н.Н. Шульговского и породила пошловатые, но дающие настроение строки, вроде:

Майские лучи шумящей (?) пеленою
Безмолвный стан роскошно облекут.

Другой недостаток сборника — его поэтическая неуравновешенность. Действительно, можно ли все время, не переставая, трактовать о несчастных осенних листьях и соединять с ними могучие явления человеческой души?

А между тем, Н.Н. Шульговскому нельзя отказать в некоторой доле дарования: отдельные строки («тучи налитые тяжестью свинца», «неужели я снова влюблен? А я думал, что умерло лето»...) позволяют догадываться о нем.

Автор не удержался на высоте собственного достоинства,— потому лишь, что не чувствовал под собой определенной почвы. Это отсутствие не только строгой программы, но и небезразличного отношения к окружающей нас жизни — пагубным образом отпечаталось и на форме стиха: та же неряшливая обработка, та же расхлябанность сквозит и тут.

Напрасно г. Шульговский делает в своей книжке некоторый сочувствующий раннему декадентству выпад, некоторый экивок в сторону «модернистов»: «серая грусть облаков», «в весельи дождя и в тоскливости рос», «седою лаской прижму ко дну»,— ничто не спасает «Лучей и грез» от полного разгрома.

Что же касается прозы — «миниатюр»,— то они, обладая всеми отмеченными отрицательными качествами стихов, пожалуй,— слабее еще последних, так как ни в одной из них нет сколько-нибудь занимательной фабулы, образы же — самые избитые, словно у творца их навсегда отлит стереотип чужих, затасканных слов.


Впервые опубликовано: Новая жизнь. 1912. № 5. С. 272-273.

Владимир Иванович Нарбут (1888 — 1938) — русский писатель, поэт и литературный критик, редактор, акмеист.


На главную

Произведения В.И. Нарбута

Монастыри и храмы Северо-запада