В.И. Нарбут
Валерий Брюсов. «Зеркало теней»

На главную

Произведения В.И. Нарбута



Стихи. М. К-во «Скорпион», 1912 г.

О В. Брюсове кто-то выразился, что он в современной русской поэзии занимает пост апостола Петра — привратника райского: всегда на страже. Это верно не только по отношению поэта к другим, но и к самому себе: в «Зеркале теней» нет ни одной попусту сказанной строчки, ни одного лишнего слова. Но, право, хочется не хвалить В. Брюсова за ряд прекрасных стихотворений, а остановиться, хоть на миг, на какой-либо особенности его зрелого творчества. Прежде всего, к числу таких (и притом не совсем приятных) особенностей относится поэтический словарь автора и его неуклонная, очевидная повторяемость себя. Чуть ли не на каждой странице можно встретить слова «странный», «покорность», «ласка» и их производные («ах в полночь все странный и идеальный (?)», «странным счастьем полны», «кому было дело до лика странного», «все меняется странно», «это так странно», «странно ясен», «с лаской веять», «от ласк недавних», «от ласки страстной», «следить покорно», «склонюсь покорно», «шли, покорны и безмолвны» и т.д.). И эти слова, взятые однажды, успели уже приобрести вид клише, чего так боится, против чего так предостерегает всех автор «Зеркала теней». На перепевы Брюсовым самого себя обратил внимание, между прочим, и г. Адрианов (июль, «Вестник Европы»); я же отмечу некоторые неудачи речи, образы. Странно слышать, напр., такие выражения, как «он речью дьявольски-логической», «сатир с лицом Сусанина (?)», «мухомор, вздутый, словно бес», «объятый негой внутренней (?) мечты», «клинок конца вонзай же», «лаская (!) пальцем тугой курок» наряду с пленительными такими: «Луна плывет и льет живую ртуть», «как черны верхи пролеток, лакированных дождем» («Дождь в городе») или «я снова в толпе молодой, одинокий... И, как во сне, идет меж прохожих мой призрак далекий навстречу мне»... Незачем было В. Брюсову пользоваться и восклицательным приемом Н. Гумилева («что я— лишь отзвук других», «что я?..— дротик, упавший на траву») или подражать «Смерти Александра» М. Лохвицкой. А «мечты-оводы» из «Демона самоубийства» напоминают апухтинских «мух»...

Может быть, В. Брюсов от вечной усидчивой работы, от непосильного труда устал и потому кое-где срывается? На это есть намек в книге: «и сочетанья надоевших слов». Тогда как прежде: «ищи сочетания слов».

Но, в конце концов, В. Брюсов, хотя и не сказал «Зеркалом теней» ничего нового, остался прежним по силе восприятия поэтом с одним убеждением: «все земное вечно свято, и в жизни каждый миг хорош!»


Впервые опубликовано: Новый журнал для всех. 1912. № 9. С. 122.

Владимир Иванович Нарбут (1888 — 1938) — русский писатель, поэт и литературный критик, редактор, акмеист.


На главную

Произведения В.И. Нарбута

Монастыри и храмы Северо-запада