В.И. Нарбут
Вячеслав Иванов. «Cor ardens»

На главную

Произведения В.И. Нарбута



(Speculum Speculorum. Эрос. Золотые Завесы. Любовь и смерть. Rosarium). М. К-во «Скорпион», 1911-1912 гг.

Удивительное дело: еще совсем недавно, в эпоху так называемого «декадентства», имя В. Иванова являлось едва ли не синонимом всего нового, умного, яркого, красивого. В. Ивановым клялись молодые поэты, многие впервые только через В. Иванова постигли все греческие и латинские размеры стиха, метр и ритм его, «сам» А. Измайлов находил в неповоротливых, труд-нопонимаемых строфах В. Иванова «Державинскую медь».

И вот...

В. Иванов вместо того, чтобы раздвинуться, войти в гущу художественно-общественной жизни (как это сделал В. Брюсов), чтобы стать настоящим учителем молодежи,— предпочел замкнуться в себе, сузиться до крайности, до сектантства.

Два грузных тома «Сог ardens» лучшим образом показали, что бывает следствием вышесказанного.

«Cor ardens», обе части его, должны знаменовать завершение известного крупного промежутка времени. Все душевные переживания, все «святое святых», вся жизнь поэта — отражено в этой книге, как в зеркале. И действительно, когда осилишь, наконец, пятьсот страниц стихов,— поймешь, как трудно автору их далась работа над собою,— работа, надо заметить, выполненная особенно-напряженно тщательно и любовно! Сизифов труд. Несмотря на то, что и терцины, и газэлы, и триптихи, и канцоны, и сонеты, и даже (страшно вымолвить!) венки сонетов чередуются тут с лирическими и эпическими стихами,— ни одна строка не вонзается, как граненый клинок, в душу, ни одно метко пущенное слово не заседает в мозгу. Холодная риторика В. Иванова заменила ему чары подлинной поэзии; философские проблемы — живые образы. Кажется, что ходишь по залам какого-то богатого музея, где каждую вещь, каждый кусок только объясняет опытный проводник: все — полно по существу и ничего для души. Неуютно и скучно становится, когда читаешь «Cor ardens». Еле-еле выпутываешься из лабиринта мастерски выточенных стихов, из невода мертвых вывороченных архаизмов.

Автор — философ, вождь, пастырь — что угодно, только не поэт. Ибо нельзя же, в самом деле, считать поэзией такие тирады: «Надмирные струи не гасят смертной жажды, плесканья из бадьи небесных коромысл. Мы знаки видели все те же, не однажды: но вечно сердцу нов их обманувший смысл»...

Красивые слова, но нет оправдания их.


Впервые опубликовано: Новый журнал для всех. 1912. № 9. С. 122.

Владимир Иванович Нарбут (1888 — 1938) — русский писатель, поэт и литературный критик, редактор, акмеист.


На главную

Произведения В.И. Нарбута

Монастыри и храмы Северо-запада