Н.А. Некрасов
Балет

На главную

Произведения Н.А. Некрасова





                                              Дианы грудь, ланиты Флоры
                                              Прелестны, милые друзья,
                                              Но, каюсь, ножка Терпсихоры
                                              Прелестней чем-то для меня;
                                              Она, пророчествуя взгляду
                                              Неоцененную награду,
                                              Влечет условною красой
                                              Желаний своевольный рой...
                                                  Пушкин

      Свирепеет мороз ненавистный.
      Нет, на улице трудно дышать.
      Муза! нынче спектакль бенефисный,
      Нам в театре пора побывать.

              Мы вошли среди криков и плеска.
      Сядем здесь. Я боюсь первых мест,
      Что за радость ослепнуть от блеска
      Генеральских, сенаторских звезд.
      Лучезарней румяного Феба
      Эти звезды: заметно тотчас,
      Что они не нахватаны с неба —
      Звезды неба не ярки у нас.

              Если б смелым, бестрепетным взглядом
      Мы решились окинуть тот ряд,
      Что зовут «бриллиантовым рядом»,
      Может быть, изощренный наш взгляд
      И открыл бы предмет для сатиры
      (В самом солнце есть пятнышки). Но —
      Немы струны карающей лиры,
      Вихорь жизни порвал их давно!

              Знайте, люди хорошего тона,
      Что, я сам обожаю балет.

      «Пораженным стрелой Купидона»
      Не насмешка — сердечный привет!
      Понапрасну не бейте тревогу!
      Но коснусь ни военных чинов,
      Ни на службе крылатому богу
      Севших на ноги статских тузов.
      Накрахмаленный денди и щеголь
      (То есть: купчик— кутила и мот)
      И мышиный жеребчик (так Гоголь
      Молодящихся старцев зовет),
      Записной поставщик фельетонов,
      Офицеры гвардейских полков
      И безличная сволочь салонов —
      Всех молчаньем прейти я готов!
      До балета особенно страстны
      Армянин, персиянин и грек,
      Посмотрите, как лица их красны
      (Не в балете ли весь человек?),
      Но и их я оставлю в покое,
      Никого не желая сердить.
      Замышляю я нечто другое —
      Я загадку хочу предложить.

              В маскарадной и в оперной зале,
      За игрой у зеленых столов,
      В клубе, в думе, в манеже, на бале,
      Словом: в обществе всяких родов,
      В наслажденье, в труде и в покое,
      В блудном сыне, в почтенном отце,—
      Есть одно — угадайте, какое?
      Выраженье на русском лице?..
      Впрочем, может быть, вам недосужно.
      Муза! дай — если можешь — ответ!
      Спору нет: мы различны наружно,
      Тот чиновник, а этот корнет,
      Тот помешан на тонком приличье,
      Тот играет, тот любит поесть,
      Но вглядись: при наружном различье
      В нас единство глубокое есть:
      Нас безденежье всех уравняло —
      И великих, и малых людей —
      И на каждом челе начертало
      Надпись: «Где бы занять поскорей?»

      Что, не так ли?..
                                          История та же,
      Та же дума на каждом лице,
      Я на днях прочитал ее даже
      На почтенном одном мертвеце.
      Если старец игрив чрезвычайно,
      Если юноша вешает нос —
      Оба, верьте мне, думают тайно:
      Где бы денег занять? вот вопрос!

      Вот вопрос! Напряженно, тревожно
      Каждый жаждет его разрешить,
      Но занять, говорят, невозможно,
      Невозможнее долг получить.
      Говорят, никаких договоров
      Должники исполнять не хотят;
      Генерал-губернатор Суворов
      Держит сторону их — говорят...
      Осуждают юристы героя,
      Но ты прав, охранитель покоя
      И порядка столицы родной!
      Может быть, в долговом отделенье
      Насиделось бы всё населенье,
      Если б был губернатор другой!

              Разорило чиновников чванство,
      Прожилась за границею знать,
      Отчего оголело дворянство,
      Неприятно и речь затевать!
      На цветы, на подарки актрисам,
      Правда, деньги еще достаем,
      Но зато пред иным бенефисом
      Рубль на рубль за неделю даем.
      Как же быть? Не дешевая школа
      Поощрение граций и муз...
      Вянет юность обоего пола,
      Терпит даже семейный союз:
      Тщетно юноши рыщут по балам,
      Тщетно барышни рядятся в пух —
      Вовсе нет стариков с капиталом,
      Вовсе нет с капиталом старух!
      Сокрушаются Никольс и Плинке,
      Без почину товар их лежит,
      Сбыта нет самой модной новинке
      (Догадайтесь — откройте кредит!),
      Не развозят картонок нарядных
      Изомбар, Андрие и Мошра,
      А звонят у подъездов парадных
      С неоплаченным счетом с утра.
      Что модистки! злосчастные прачки
      Ходят месяц за каждым рублем!
      Опустели рысистые скачки,
      Жизни нет за зеленым столом.
      Кто, бывало, дурея с азарту,
      Кряду игрывал по сту ночей,
      Пообедав, поставит на карту
      Злополучных пятнадцать рублей
      И уходит походкой печальной
      В думу, и земство и даже в семью
      Отводить болтовней либеральной
      Удрученную душу свою.
      С Богом, друг мой! В любом комитете
      Побеседовать можешь теперь
      О кредите, о звонкой монете,
      Об «итогах» дворянских потерь,
      И о «брате» в нагольном тулупе,
      И о том, за какие грехи
      Нас журналы ругают и в клубе
      Не дают нам стерляжьей ухи!
      Там докажут тебе очевидно,
      Что карьера твоя решена!

              Да! трудненько и даже обидно
      Жить,— такие пришли времена!
      Купишь что-нибудь — дерзкий приказчик
      Ассигнацию щупать начнет
      И потом, опустив ее в ящик,
      Долгим взором тебя обведет,—
      Так и треснул бы!..
                                      Впрочем, довольно!
      Продолжать бы, конечно, я мог,
      Факты есть, но касаться их больно!

      И притом сохрани меня Бог,
      Чтоб я стих мой подделкою серий
      И кредитных бумаг замарал,—
      «Будто нет благородней материй?» —
      Мне отечески «некто» сказал.
      С этим мненьем вполне я согласен,
      Мир идей и сюжетов велик:
      Например, как волшебно прекрасен
      Бельэтаж — настоящий цветник!
      Есть в России еще миллионы,
      Стоит только на ложи взглянуть,
      Где уселись банкирские жены,—
      Сотня тысяч рублей, что ни грудь!
      В жемчуге лебединые шеи,
      Бриллиант по ореху в ушах!
      В этих ложах — мужчины евреи,
      Или греки, да немцы в крестах.
      Нет купечества русского (стужа
      Напугала их, что ли?) Одна
      Откупщица, втянувшая мужа
      В модный свет, в бельэтаже видна.
      Весела ты, но в этом веселье
      Можно тот же вопрос прочитать.
      И на шее твоей ожерелье —
      Погодила б ты им щеголять!
      Пусть оно красоты идеальной,
      Пусть ты в нем восхитительна, по —
      Не затих еще шепот скандальный,
      Будто было в закладе оно:
      Говорят, чтобы в нем показаться
      На каком-то парадном балу,—
      Перед гнусным менялой валяться
      Ты решилась на грязном полу,
      И когда возвращалась ты с бала,
      Ростовщик тебя встретил — и снял
      Эти перлы... Не так ли достала
      Ты опять их?.. Кредит твой упал,
      С горя запил супруг сокрушенный,
      Бог бы с ним! Расставаться тошней
      С этой чопорной жизнью салонной
      И с разгулом интимных ночей;
      С этим золотом, бархатом, шелком,
      С этим счастьем послов принимать.

      Ты готова бы с бешеным волком
      Покумиться,— чтоб снова блистать,
      Но свершились пути провиденья,
      Всё погибло — и деньги, и честь!
      Нисходи же ты в область забвенья
      И супругу дай дух перевесть!
      Слаще пить ему водку с дворецким,
      «Не белы-то снеги» распевать,
      Чем возиться с посольством турецким
      И в ответ ему глупо мычать...

              Тешить жен — богачам не забота,
      Им простительна всякая блажь.
      Но прискорбно душе патриота,
      Что чиновницы рвутся туда ж.
      Марья Савишна! вы бы надели
      Платье проще! — Ведь как ни рядись,
      Не оденетесь лучше камелий
      И богаче французских актрис!
      Рассчитайтесь, сударыня, с прачкой
      Да в хозяйство прикиньте хоть грош,
      А то с дочерью, с мужем, с собачкой
      За полтину обед не хорош!

              Марья Савишна глаз не спускала
      Между тем с старика со звездой.
      Вообще в бельэтаже сияло
      Много дам и девиц красотой.
      Очи чудные так и сверкали,
      Но кому же сверкали они?
      Доблесть, молодость, сила — пленяли
      Сердце женское в древние дни.
      Наши девы практичней, умнее,
      Идеал их — телец золотой,
      Воплощенный в седом иудее,
      Потрясающем грязной рукой
      Груды золота...
                              Время антракта
      Наконец-то прошло как-нибудь.
      (Мы зевали два первые акта,
      Как бы в третьем совсем не заснуть.)
      Все бинокли приходят в движенье —
      Появляется кордебалет.

      Здесь позволю себе отступленье:
      Соответственной живости нет
      В том размере, которым нишу я,
      Чтобы прелесть балета воспеть.
      Вот куплеты: попробуй, танцуя,
      Театрал, их под музыку петь!

              Я был престранных правил,
              Поругивал балет.
              Но раз бинокль подставил
              Мне генерал-сосед.

              Я взял его с поклоном
              И с час не возвращал,
              «Однако, вы — астроном!» —
              Сказал мне генерал.

              Признаться, я немножко
              Смутился (о профан!)
              — Нет... я... но эта ножка...
              Но эти плечи... стан...—

              Шептал я генералу,
              А он, смеясь, в ответ:
              «В стремленье к идеалу
              Дурного, впрочем, нет.

              Не всё ж читать вам Бокля!
              Не стоит этот Бокль
              Хорошего бинокля...
              Купите-ка бинокль!..»

              Купил! — и пред балетом
              Я преклонился ниц.
              Готов я быть поэтом
              Прелестных танцовщиц!

              Как не любить балета?
              Здесь мирный гражданин
              Позабывает лета,
              Позабывает чин,

              И только ловят взоры
              В услужливый лорнет
              Что «ножкой Терпсихоры»
              Именовал поэт.

              Не так следит астроном
              За новою звездой,
              Как мы... но для чего нам
              Смеяться над собой?

              В балете мы наивны,
              Мы глупы в этот час:
              Почти что конвульсивны
              Движения у нас:

              Вот выпорхнула дева,
              Бинокли поднялись;
              Взвилася ножка влево —
              Мы влево подались;

              Взвилася ножка вправо —
              Мы вправо... «Берегись!
              Не вывихни сустава,
              Приятель!..» — Фора! bis!—
              __________________

      Bis!.. Но девы, подобные ветру,
      Улетели гирляндой цветной!
      (Возвращаемся к прежнему метру):
      Пантомимною сценой большой
      Утомились мы; вальс африканский
      Тоже вышел топорен и вял,
      Но явилась в рубахе крестьянской
      Петипа — и театр застонал!
      Вообще мы наклонны к искусству,
      Мы его поощряем, но там,
      Где есть пища народному чувству,
      Торжество настоящее нам;
      Неужели молчать славянину,
      Неужели жалеть кулака,
      Как Бернарди затянет «Лучину»,
      Как пойдет Петипа трепака?..
      Нет! где дело идет о народе,
      Там я первый увлечься готов.
      Жаль одно: в нашей скудной природе
      На венки не хватает цветов!

              Всё — до ластовиц белых в рубахе —
      Было верно: на шляпе цветы,
      Удаль русская в каждом размахе...
      Не артистка — волшебница ты!
      Ничего не видали вовеки
      Мы сходней: настоящий мужик!
      Даже немцы, евреи и греки,
      Русофильствуя, подняли крик.
      Всё слилось в оглушительном «браво»,
      Дань народному чувству платя.
      Только ты, моя Муза! лукаво
      Улыбаешься... Полно, дитя!
      Неуместна здесь строгая дума,
      Неприлична гримаса твоя...
      Но молчишь ты, скучна и угрюма...
      Что ж ты думаешь, Муза моя?..

              На конек ты попала обычный —
      На уме у тебя мужики,
      За которых на сцене столичной
      Петипа пожинает венки,
      И ты думаешь: «Гурия рая!
      Ты мила, ты воздушно легка,
      Так танцуй же ты "Деву Дуная",
      Но в покое оставь мужика!
      В мерзлых лапотках, в шубе нагольной,
      Весь заиндевев, сам за себя
      В эту пору он пляшет довольно,
      Зиму дома сидеть не любя.
      Подстрекаемый лютым морозом,
      Совершая дневной переход,
      Пляшет он за скрипучим обозом,
      Пляшет он — даже песни поет!..»

              А то есть и такие обозы
      (Вот бы Роллер нам их показал!) —
      В январе, когда крепки морозы
      И народ уже рекрутов сдал,
      На Руси, на проселках пустынных
      Много тянется поездов длинных...

              Прямиком через реки, поля
      Едут путники узкой тропою:
      В белом саване смерти земля,
      Небо хмурое, полное мглою.

      От утра до вечерней поры
      Всё одни пред глазами картины.
      Видишь, как, обнажая бугры,
      Ветер снегом заносит лощины;
      Видишь, как эта снежная пыль,
      Непрерывной волной набегая,
      Под собой погребает ковыль,
      Всегубящей зиме помогая;
      Видишь, как под кустом иногда
      Припорхнет эта малая пташка,
      Что от нас не летит никуда —
      Любит скудный наш север, бедняжка!
      Или, щелкая, стая дроздов
      Пролетит и посядет на ели;
      Слышишь дикие стоны волков
      И визгливое пенье метели...
      Снежно — холодно — мгла и туман...
      И по этой унылой равнине
      Шаг за шагом идет караван
      С седоками в промерзлой овчине.

              Как немые, молчат мужики,
      Даже песня никем не поется,
      Бабы спрятали лица в платки,
      Только вздох иногда пронесется
      Или крик: «Ну! чего отстаешь? —
      Седоком одним меньше везешь!..»

              Но напрасно мужик огрызается.
      Кляча еле идет — упирается;
      Скрипом, визгом окрестность полна.
      Словно до сердца поезд печальный
      Через белый покров погребальный
      Режет землю — и стонет она,
      Стонет белое снежное море...
      Тяжело ты — крестьянское горе!

              Ой ты кладь, незаметная кладь!
      Где придется тебя выгружать?..

              Как от выстрела дым расползается
      На заре по росистым травам,
      Это горе идет — подвигается
      К тихим селам, к глухим деревням.
      Вон — направо — избенки унылые,
      Отделилась подвода одна,
      Кто-то молвил: «Господь с вами, милые!» —
      И пропала в сугробах она...

              Чу! клячонку хлестнул старичина...
      Эх! чего ты торопишь ее!
      Как-то ты, воротившись без сына,
      Постучишься в окошко свое?..

              В сердце самое русского края
      Доставляется кладь роковая!

              Где до солнца идет за порог
      С топором на работу кручина,
      Где на белую скатерть дорог
      Поздним вечером светит лучина,
      Там найдется кому эту кладь
      По суровым сердцам разобрать,
      Там она приютится, попрячется —
      До другого набора проплачется!


Впервые опубликовано: Современник. 1866. № 2. С. 608—618.

Николай Алексеевич Некрасов (1821 — 27 декабря 1877 ст.ст. / 8 января 1878 н. ст.) — русский поэт, прозаик, публицист.


На главную

Произведения Н.А. Некрасова

Монастыри и храмы Северо-запада