Священник Александр Синайский
Слово в память 100-летия со дня рождения Императора Николая I Павловича, 25-го июня 1896 года

На главную

Произведения Александра Синайского


Помянух дни древние, поучихся во всех делех Твоих.
Пс., 142, 5

В нынешний день ровно исполнилось 100 лет со времени рождения русского Императора Николая I Павловича, прадеда и соименника нынешнего Государя Николая II. 40 лет прошло со смерти Императора Николая I; а так как он вступил на престол в 1825 г., имея от роду 30 лет, то всего времени царствования его было 30 лет. Для царствования, как самого трудного служения, 30-ти лет вполне достаточно, чтобы оно навсегда осталось памятным и заметным для потомства и истории. Впрочем, народу, глас которого — глас Божий, не удалось приложить к покойному Императору Николаю какого-нибудь меткого прозвища для обозначения характера его царствования, как ему удавалось называть меткими словами многих своих царей-правителей: Александра I — Благословенным, Александра II — Освободителем, Александра III — Миротворцем и т.п. Правда, и Николая Павловича немногие называли Мирликийским, но это название почти никому не было известно; оно и не выражало сущности дела, хотя и было остроумно...

Император Николай I был третьим сыном Павла Петровича I, неожиданно вступивший на престол, не по порядку старшинства, а по особым обстоятельствам, по причине бездетства Александра I и отречения от престола старшего брата Цесаревича Константина. Николай Павлович и не готовился к короне, и не расположен был к тому по своему мирному семейному скромному характеру; но, с другой стороны, и не уклонялся от того, что указано было ему Промыслом, которому он подчинялся как человек религиозный, как глубокий христианин.

На долю Николаю I выпало трудное, тяжелое время царствования; не только благополучию, но и целости государства нашего угрожали опасности со вне и внутри, со стороны врагов и супостатов; страшно было начало царствования и еще страшнее конец его; вступление на престол ознаменовалось бунтом среди войска в столице и глухим брожением умов в других местах Империи с целию изменить порядок управления, так что пришлось употреблять оружие против своих же непокорных подданных; во все царствование продолжались то войны, то приготовления к ним и опасения, тревожившие спокойствие России и отвлекавшие ее от мирных занятий и внутреннего устройства и закончившиеся вооружением всей почти неблагодарной и недоброжелательной Европы против нас в так называемую Крымскую кампанию, доведшую Государя до преждевременной кончины, а Россию — до неисчисленных жертв, истощения и унижения.

Первая половина доживаемого нами века, в которую жил и царствовал Николай I, отличалась тревогою и нестроением в большинстве европейских государств; начавшись в конце прошлого, XVIII века с Франции, эта тревога и борьба увлекла многих и распространилась почти повсюду, вызвавши продолжительные и кровопролитные войны и междоусобия. Сущность тревоги состояла во вражде и борьбе между народами и правительствами, сословиями и целыми народами из-за власти, первенства и корыстных расчетов; под видом забот о равенстве, свободе и братстве всех людей совершались насилия, бесчиния, грабежи и убийства с забвением о христианской любви, кротости, терпении и послушании. В эту-то борьбу и препирательство думали увлечь и Россию, бывшую всегда покорной своим царям и продолжавшую жить мирною жизнью, отличною от жизни иноверных стран, соседних и отдаленных, часто возмущавшихся против своих правителей, худых и добрых.

Подобно своему брату и предшественнику Александру Благословенному, Император Николай стоял на страже России, оберегая ее от вражеских нападений и возмущений и тех вредных пагубных влияний мысли, которыми увлекались многие легкомысленные и неопытные подданные, учившиеся по иностранным азбукам и образцам. Благородный, глубокомысленный, сосредоточенный, серьезный, строгий с оттенком подозрительности, молчаливый, выжидательный, трудолюбивый, простой, добрый в существе и в высшей степени религиозный, Император Николай требовал от подданных безусловной покорности, верности и исправности; к нарушителям долга, присяги и чести Государь был неумолимо строг; при допущении ошибок легко сознавался, стараясь вознаградить невинного то словами, то материально.

Выражение "николаевский солдат" прямо напоминает о строгости, исправности и порядке; если и теперь это выражение имеет смысл, то что сказать о времени, когда был жив Царь Николай — это воплощение строгости?

Во внутреннем управлении главнейшие заботы Царя, после укрепления единодержавной и самодержавной власти, состояли в мирном устроении и просвещении русского общества, согласно нуждам и потребностям времени. По поручению Императора Николая графом М. Сперанским, происходившим из духовного звания, составлен был Свод законов и распоряжений, изданных по всем частям управления русского государства. Для усиления образования народа открыто было много училищ низших, средних и высших, как общедоступных, так и специальных, т.е. технических, военных и т.п. В правление Императора Николая I обращено было особое внимание на обучение воспитанников Закону Божию как предмету, объясняющему гражданские обязанности человека. Как человек просвещенный и сведущий, особенно в науках военных, Император Николай уважал и ценил писателей и ученых, между которыми были выдающиеся во всех видах науки, поэзии и искусства, духовные и светские (митрополит Филарет, архиепископ Иннокентий, Лермонтов, Карамзин, Жуковский, Пушкин, митрополит Макарий, архиепископ Филарет, протоиерей А. Горский, профессор Ф. Голубинский, граф Сперанский и т.п.).

Император Николай I был внимателен к делам церковным. Так, он заботился об усилении миссионеров в Империи, т.е. проповедников среди язычников; о сооружении и украшении храмов Божиих; о привлечении раскольников к Православной Церкви на правах единоверия, т.е. дозволялось присоединять их с дозволением совершать богослужения по старопечатным книгам; об улучшении церковного пения; в 1842 г., с одобрения и утверждения Императора Николая, основана четвертая духовная академия, в г. Казани. В 1839 г. совершилось присоединение к Православной Церкви униатов, 50-летний юбилей которого праздновался в 1889 г. Событие это состояло в том, что все епископы и священники совместно с паствою, живя в качестве русских подданных в польских губерниях, но признавая римского папу своим главою в делах церковных, пожелали присоединиться к Православной Церкви для полного единения в вере, обрядах и отношениях к господствующей Церкви.

Отдавшись вполне заботам о благоденствии страны, Император Николай не страшился опасностей, когда видел, что личное его участие может быть полезно. Так, когда в 1830 году появилась и разлилась широким потоком по всей России холера и проникла в Москву, Государь извещал московского губернатора: "Я сам приеду делить с вами опасности и труды. Предадимся воле Божией". Не боясь заразы, он, прибывши в Москву, в продолжение 8 дней неустанно посещал городские больницы, ободряя и утешая в скорби жителей Москвы. Известный тогда митрополит Филарет так приветствовал Государя: "Цари обыкновенно любят являться к народу торжественно, среди своих подданных, для принятия почестей, а ты являешься ныне среди нас, как царь подвигов, дабы разделить с нами опасности и облегчить затруднения. Это выше почестей. Царь Небесный провидит эту жертву, милосердно хранит тебя и долготерпеливо щадит нас". Гораздо хуже было дело в С.-Петербурге, куда проникла скоро холера; люди умирали, как мухи; темный народ обвинял врачей, воображая, будто бы они нарочно напустили болезнь и возят холеру в фургонах; докторов избивали, холерные фургоны сожигали или бросали в воду, умерших не погребали, и жители буйствовали, противясь мерам властей. Когда Император узнал об этом, то поспешил прибыть из Царского Села на Сенную площадь, где буйствовала громадная толпа народа, наводя на всех страх. Приподнявшись на коляске во весь своей величественный рост, Государь обратился к народу с увещанием, говоря, что болезнь есть попущение Божие, посланное за наши грехи. Речь Императора, сопровождавшаяся молитвенным обращением к Церкви, привела толпу в полное повиновение и раскаяние; по приглашению Царя народ весь стал на колени и вместе с Государем молился Богу. Много было и других подобных случаев самоотвержения, участия, милости со стороны великодушного Императора. Император Николай одушевлен был многими благородными стремлениями (относительно, например, отмены крепостного права), но осуществить их не удалось по уважительным обстоятельствам. При Императоре Николае открыта Николаевская железная дорога, соединившая обе столицы.

Вообще нужно сказать, что это был, по словам преосвященного Иннокентия (Борисова), такой венценосец, для которого царский трон служил не возглавием к покою, а побуждением к непрестанному труду и благотворительной деятельности; неизгладимые следы последней рассеяны были не только по всем краям обширнейшего русского царства, но и далеко за его пределами. Это был не себялюбивый властелин, смотревший на людей, как на одно орудие к достижению своих видов, а нелицемерный друг бедного человечества, который с высоты престола постоянно наблюдал, что нужно сделать полезного для общего блага; это был не только венценосец, но и смиренный христианин, верный Богу и своей власти, который на одре смертном, когда человек оставляет невозвратно все земное, обнаружил в себе такое величие духа и веры, что самым образом кончины своей преподал всем венценосцам редкий пример того, как они должны расставаться с властью, дабы низойти во гроб, перейти от веры к созерцанию высшей неизреченной славы на небе. Вечная ему память!*

_______________________

* Лучшим и наглядным указанием на свойство правления Николая I могут служить 4 группы коней с их всадниками на Аничковом мосту в С.-Петербурге, сделанные в его царствование и по его мысли художником-профессором (бароном П.К. Клодтом фон Юргенсбургом); всадник означает Николая — Царя, а лошади — Россию; лошадь едва не сбила всадника, готовая и сама упасть с моста, но всадник умел управляться с своенравною лошадью с опасностью для себя; смирившаяся лошадь приходит в себя, крепко сдерживаемая оправившимся всадником. Если перевести мысли художника-скульптора, то это значит: нельзя давать воли подданным, иначе они и сами погибнут, и погубят свою страну. Отсюда прямой вывод: нужна твердая власть для обуздания и наказания своевольных и непокорных.


Опубликовано: "Законоучитель и приходский священник А.С. Две речи в 100-летнюю годовщину со времени рождения императора Николая I и А.С. Пушкина". СПб., 1900. С. 7-12.

Синайский Александр Львович, священник (1850-1918) — проповедник и церковный историк, в постриге архимандрит Августин, игумен Псково-Печерского монастыря.



На главную

Произведения Александра Синайского

Монастыри и храмы Северо-запада