В.Ф. Одоевский
Сущее, или существующее

Общий план теории сущего

На главную

Произведения В.Ф. Одоевского


Все мнения людей противоречат одно другому. В природе мы видим соответствующее тому противоборство, руководимое порядком. Сей порядок должен быть и в людях. Противоборство в природе и человеке происходит между родом и видом.

1. Познание, без коего не может быть никакое другое, есть Я и НЕ-Я.

2. Я — человек, НЕ-Я — все предметы.

3. Общий род для всех предметов есть сущее; далее его идти нельзя.

4. Познание НЕ-Я или сущего принадлежит всем людям.

5. Все люди согласны всему познанию, оно для всех есть истинное.

6. Сущее кончится на границе природы; здесь первая ступень в мире мышления.

Сократ. Каким внешним чувством ты можешь постигнуть не только праведное, доброе, прекрасное, но даже величину, здравие, силу — одним словом сущность вещей?

Платон в "Федоне"


1. Познание есть соединение познаваемого с познающим, другими словами: для того чтобы предмет мог сделаться познанием, необходимы две сферы: познающего и познаваемого.

2. Познавать или соединять познающее с познаваемым значит переносить незнаемую сферу в сферу знаемую, или накладывать неизвестное на известное, по известному находить неизвестное.

3. Совершеннейшее познание есть совершеннейшее соответствие между сферою известного и неизвестного.

4. Познающее — идея, единое; познаваемое — предметы, разнообразное. Если мы хотим познать предмет какой-либо, это значит, что мы его не знаем, что он для нас неизвестное; в силу § 2 единственно известное для нас должна быть идея, или мы ничего знать не можем.

5. Идея = известному. Идея = единому.

Следовательно, известное = единому (род).

Наоборот: неизвестное = все предметы (разнообразное, виды). Для полного познания (необходимо следующее (по § 3): известное = неизвестному.

Отсюда: единое = всем предметам, род = всем видам.

Если сие справедливо, то наоборот: сфера единого не равна сфере одного предмета.

6. Если сфера одна другой не равна, это значит, что в одной из сфер есть нечто такое, что в другой не находится; следовательно, эта сфера не может выразить другой.

7. Следовательно, для выражения Единого (идеи) потребны все предметы; сие невозможно в познании.

8. Между тем познание существует (по § 4). Что же сие значит, если не то, что мы в познание погружаем всю идею или все предметы, ее выражающие?

9. Следовательно, всякое познание есть совершенное. Если сие справедливо, то что же такое несовершенное?

10. Единое (идея) — есть совершенное; разнообразное (все предметы) — есть также совершенное; что же не есть совершенное? Отдельный предмет, неполное выражение идеи.

11. Как относятся предметы к идее, так точно относится выражение к познанию. Познание едино, выражения разнообразны. Совершенное выражение = познанию. Несовершенное, или неполное выражение, не равно познанию. Совершенное выражение познания есть истина. Неполное выражение познания — ложь.

12. Следовательно, неполное, несовершенное, неистинное существует лишь в выражениях; наоборот, всякое познание есть истина.

13. Следовательно, постигнуть познание другого, переданное в выражениях, нельзя иначе, как дополнивши к выражениям то, чего недостает в них для изъяснения познания.

Отчего же происходит несогласие между людьми?

14. Планета — единое; все ее составляющее — разнообразное. Планета = всему ее составляющему.

15. Человечество в отношении к планете есть разнообразное, в отношении к каждому человеку — единое; все люди вместе равны человечеству. Сие соединение единого с разнообразным находится и в каждом человеке. Отсюда в человечестве та же лестница, как в природе, на всякой ступени человек соединяет идею с предметами, незнание с выражением, т.е. выражает идею своей степени (сферы).

16. Отсюда несогласие между людьми, которое есть не что иное, как неравенство сфер, сие несогласие так же никогда не прекратится, как в природе одно существо не превратится в другое.

17. В природе один общий закон — движение (действие); в человеке — совершенствование (познание).

18. Большая или меньшая способность движения составляет высшую или низшую степень в природе; большая или меньшая способность совершенствоваться различает степени между людьми.

19. Познания человека высшей степени непонятны людям низшей. Открытие порядка в произведениях природы отвечает открытию истины в человеке; произведения природы постигли бы в совершенстве тогда, когда бы увидели их все вместе; истину бы выразили тогда, когда бы знали мнение всех людей; ни то ни другое невозможно; мы постигаем порядок природы в ее общности, постигаем истину только внутри себя — в идее.

20. Посему истина не может быть найдена в выражении, идея — в предмете, как не может быть найдена безмагнитная точка магнита в куске магнита.

21. Ложь и истина суть две стороны: полярность и безразличие духовного магнита — мысли или познания.

22. Всякая мысль не есть ни ложная, ни истинная, но то и другое вместе, она совершенна, как магнит не есть только полярный, но и безразличный.

24. Мысль каждого члена совершенна, но не равна другой.

25. То же и в поступке (доброе — злое).

26. То же и в произведении (изящное — безобразное).

27. Злое — неполное выражение доброго.

28. Безобразное — неполное выражение изящного.

29. Злое, безобразное, ложное и доброе, изящное и истинное существуют лишь относительно к идее каждого человека; все, что ослабляет его особность, есть зло, безобразное, ложное; все, что укрепляет его особность, есть добро, изящное, истинное. Отсего жизнь почитается добром, смерть — злом.

30. Владычество — положительная сторона; подчиненность — отрицательная.

31. Стремление к счастью есть стремление сделаться родом — несчастье сделаться видом.

33. Все, что препятствует человеку быть родом, есть зло, безобразное, ложное; все, что препятствует человеку быть видом, есть добро, изящное, истинное.

34. Жизнь всякого предмета есть беспрестанное противоборство между родом и видом. Сие противоборство есть сущее. Единое стремит предмет сделаться родом, разнообразие — сделаться видом. Отсюда музыка отвечает роду, единому; живопись — виду разнообразному; поэзия — сущему. Отсюда в религиях превосходство духовного над вещественным; оттого в благоустроенном обществе роды (ученые, богачи) преимуществуют над видами (ремесленники, нищие). Так, например, изобретение машины есть торжество ума — рода, хотя делает вред видам, но полезно сущему, то есть тому и другому вместе.

35. Философия есть теория сущего.


Опубликовано: Русские эстетические трактаты первой четверти XIX века. Т. 2. М., 1974. С. 168-171.

Владимир Фёдорович Одоевский, князь (1803-1869) — русский писатель, философ, музыковед и музыкальный критик, общественный деятель. Член-учредитель Русского географического общества.



На главную

Произведения В.Ф. Одоевского

Монастыри и храмы Северо-запада