А.Н. Островский
Замечания о пьесе Н.Я. Соловьева "Случай выручил"

На главную

Произведения А.Н. Островского


ДЕЙСТВИЕ I

Явление II, стр. 8. Много бранных слов. Это хотя реально, но представляет неудобство. Если цензор зачеркнет хоть одно слово, то пьеса не попадет в список безусловно одобренных, что очень затрудняет представление ее в провинции.

Явление III. Появляется герой и долгое время молчит, — это большая неловкость. С появлением героя начинается длинный и малоинтересный разговор чиновников, в котором он не участвует; зритель будет обращать внимание на Матюшу и ждать, когда он заговорит, от этого разговор между чиновниками покажется еще длинней и неинтереснее.

Явление VII. Сцена между Матюшей и Анютой коротка, ее надо драматизировать следующим образом: после слов Матюгай: "Я заслужил" — и монолога Анюты Матюша сокрушается, проклинает свой талант и дает зарок не рисовать, а Анюта между тем твердит: "Да уходи скорей, а то запрут". Матюша продолжает сокрушаться, потом умолкает и после непродолжительной паузы: "А секретаря я все-таки дорисую". — А н ю т а: Дорисуй, дорисуй, только уходи. — М а т ю ш а: Э! Да что тут, всех буду рисовать, всё буду рисовать, пусть что хотят, то со мной и делают! (Развить это посильней.) А теперь убегу. (Убегает.)

ДЕЙСТВИЕ II

Явление I. Первый монолог Матюгай: не лучше ли развить так, как я говорил, то есть он, задумав топиться, воображает, как будет бросаться в воду, и начинает сам себя рисовать. Это будет вернее психологически, а то неизвестно, серьезно он думает топиться или нет. Такая неопределенность затруднит актера, он тона не подберет. Если же вы хотите, чтобы оп серьезно задумал топиться, то надо сделать монолог сильнее. Вместо пароходов "Царь и царица" (для цензора) не лучше ли "Миссисипи и Бенардаки"? О костюмах не лишнее ли?

Я в л е н и е II. Женского образования лучше бы не трогать. Этот вопрос очень серьезен для комического разговора. По крайней мере я бы вас просил (разумеется, для пользы пьесы вашей) уничтожить то, что мною зачеркнуто.

Я в л е н и о V. Граф мало реален, ни идеалистов, ни симпатичных вельможи не ищут, а также свежести и чистоты, — этого не бывает. Надо его сделать страстным любителем искусства и показать, что он очень увлекся рисунком Матюши. Пусть у пего вырываются слова: "Какой карандаш! Удивительный рисунок! У вас громадный талант! Карикатуру надо бросить, это мелко. Из вас выйдет отличный жанрист". Надо еще, чтоб он дал заметить, что на его счет воспитываются художники.

ДЕЙСТВИЕ III

Явление II. Очень много бранных слов. Надо что-нибудь придумать для замены их, напр. вертопрахи, свистуны, шерамыжники и др.

Явление V. Роль графа надо несколько переделать сообразно тем замечаниям, которые я сделал во II действии.

Явление VIII. Окончание можно сделать эффектнее. После слов Херсонского: "Но какое благородство, какая щедрость..." — пусть у купцов идет такой разговор: — А что же мы зевали-то? Выкупить бы эти самые патреты у Херсонского, вот бы и шабаш, и сумления никакого не было. — Да сейчас можно. Не отвалил еще пароход-то? — Нет еще. — Собрать ему тысячу рублей, так с руками отдаст. — Еще бы. — Да зачем сбирать, я свои... после разверстаем. — Бегите скорей, кто на ногу полегче!

Херсонский. Да давайте я пойду. — Вот и отлично. А все-таки для верности мы вашему благородию атютанта. — Ну, марш живым манером.

Барабанов. Отчалили. Прощайте! Поплыли в Питер портретики. — Беда головушке! Ославит теперь он нас на всю империю.


Впервые опубликовано: А.Н. Островский, Полное собрание сочинений в 16-ти томах, М., Гослитиздат. 1949-1953. T. 13. C. 168-170.

Островский Александр Николаевич (1823-1886) — выдающийся русский драматург, член-корреспондент Петербургской Академии наук.



На главную

Произведения А.Н. Островского

Монастыри и храмы Северо-запада