К.П. Победоносцев
Речь и здравицы К.П. Победоносцева, произнесенные им на обеде, данном городом Киевом в день празднования 900-летней годовщины крещения Руси

На главную

Произведения К.П. Победоносцева


1. Мы празднуем в благодарном трепете перед Богом 900-летие величайшего события в нашей истории. В эти 900 лет совершилось над нами чудо судеб Божиих: из грубого рассеянного языка славянского возникло великое государство, выросло народное сознание, собралась земля русская через Киев в Москву. Разрушались вокруг царства славянских племен под игом иноверных. Русскому народу Бог дал удержаться, вырасти, вынесть тяжелое иго степных варваров, сбросить его с себя, пережить и преодолеть бедственное безначалие, отразить римско-польскую напасть, вернуть свои отхваченные врагами окраины, добраться до моря, укрепиться в силе и славе русского оружия, утвердиться незыблемо в вере, заповеданной предками.

Не нашей силой все это совершилось, а силой Божией в судьбах нашего народа. И явилась сила Божия в церкви православной, в которую вошел язык наш 900 лет тому назад водительством святого благоверного великого князя Владимира. Благословен и блажен этот день, положивший твердое основание судьбам нашим. Чтобы с нами сталось без этой церкви, страшно и подумать. Она одна помогла нам остаться русскими людьми, собрать свои рассеянные силы, одушевила и вождей и народ, дала ему терпение пережить страшные невзгоды, от голода и мора, и от своих лихих людей, и от чужих — и одолеть врагов своих; посылала сынов земли нашей умирать за свою землю, научила рассыпанное стадо собираться около пастыря.

С востока, откуда воссиял свет Христов всему миру, приняли мы веру свою, приняли церковные уставы, приняли несказанную, несравненную красоту Богослужения и в него вложили свою русскую душу — глубоким и могучим словом своего языка и чудным звуком родной своей песни. И еще — не русская ли душа — одна — изукрасила и возлюбила у себя тот чудный звук русского колокола, который так таинственно будит ее и зовет в церковь и от земли домой, на небо. От древнего древа, насажденного на Востоке апостолами и святителями вселенской церкви, приняли мы могучее зерно, и вот из него выросло на земле нашей то же единое с ним сеннолиственное древо и укрыло всю землю под своей сенью и привлекает под сень свою единоплеменные языки, и своих нам инородцев, коим радостно даем мы и евангелие и службу церковную на родном их наречии.

Отцы и братия! Что милее и любезнее, что дороже церкви — всем нам, и великим и малым, какая красота милее и сочувственнее церковной красоты для русского сердца! Церковь — мать родная и милая русскому человеку, все мы дети ей, и если кто блуждает от нее далече, те, Бог даст, вернутся еще в родительский дом, к матери. Храм наш — этот дом русскому человеку, дом самый ближний, где все равны от мала до велика, все имеют и находят свое место, где почерпают одинаково радость и утешение. Тут наша сила, тут тайная сокровищница судеб наших, тут хранилище драгоценнейших наших преданий и родник сил наших, которым суждено еще явиться в будущем, если в будущем оправдаем мы делами правды и любви — всю истину нашей веры. Да поможет нам Бог! Для того мы и собрались сюда, чтобы воспомянуть Его великую милость к русскому народу, и от полноты сердца, горящего любовью к родине, благодарить Его и молить, да оправдается в делах наших и в судьбах наших наша вера, да возрастает и процветает наша великая церковь — церковь, единая с народом, и народ, единый с церковью!

2. Сегодня празднуем мы память благоверного равноапостольного великого князя Владимира, того, кто привел себя и весь народ свой к крещению в водах днепровских, которые послужили купелью нашего спасения. Едва ли где когда столь мирным и бескровным путем вождь народный приводил людей своих в веру Христову, и не лишено значения, что у нас сельские жители издавна носят название христиан, тогда как на Западе называются они доселе по преданию именем язычников.

Так верил, так был издревле послушен русский народ своему князю, потом своему государю. Единодержавие, возросшее у нас вместе с церковью и в неразрывном единении с нею, оно вместе с церковью укрепило, собрало и спасло государственную целость русской земли и создало государство Российское. Благословим Бога, избавившего нас от бедствий и раздоров народоправления, которое исстари губило и доныне продолжает губить те славянские государства, где оно, к несчастью их и нашему, успело утвердиться. Под знаменем единодержавия и самодержавия мы выросли, под ним мы стоим, под ним составляем единое тело и охраняем в нем единую волю, и в нем видим на грядущие времена залог правды, порядка и блага земли нашей.

И вот первая заздравная наша чаша: да здравствует благочестивейший Государь наш, всем нам Отец, Старший Сын и Верховный на земле Защитник церкви православной, Император Александр Александрович с Государыней Императрицей и Государем Наследником Цесаревичем, с нынешним именинником Великим Князем Владимиром Александровичем и со всем Августейшим Домом.

3. За здравие Святейшего Правительствующего Синода и всех ныне присутствующих архипастырей православной церкви.

4. Слава и честь и благосостояние православной вселенской кафедре второго Рима, града Константинова, от него же приняла святая Русь наша свет евангельского учения! Слава и честь и преуспеяние святейшим патриархам: Константинопольскому, Иерусалимскому, Александрийскому и Антиохийскому и представителям всех автокефальных церквей православных! И, вопреки всем врагам видимым и невидимым, да не ослабнет и да не разрушится во веки единение наше в вере православной и в любви христианской.

5. В нынешний день почтим благодарною памятью великое служение русского духовенства. Из его среды вышел целый сонм не только иерархов и священнослужителей, но и людей науки и мужей государственных русского духа. Духовенство наше от иерарха до причетника из народа вышло, вместе с народом жило, страдало и радовалось и не стремилось отделяться от народа и возвышаться над ним. Оттого и сохранилась нераздельная связь его с народом. Так всегда и да будет. Кто знает тяжкие условия быта, в коих живет и действует наше духовенство, особливо сельское, у того слово суда, готовое для недостойных, умолкнет перед величием подвига, совершаемого многими, безвестно труждающимися посреди пустынь, лесов и болот необъятной России, в великой нужде, в холоде, в голоде, в нищете и нередко в обиде. Легионы этих тружеников стоят уже перед Богом молитвенниками за нас и на их костях стоит наша церковь. Но и ныне сколько живущих, подобно им, безвестно трудятся над ее созданием! Слава и честь духовенству нашему, и да умножит ему благодать Божия и крепкую силу веры и чувство любви и жалости к народу для учительства словом и делом!

6. Русские люди все в годину испытания и брани дружно стояли грудью за родную землю и не щадили крови своей. Но кто столь терпеливо, столь просто и душевно являет любовь свою к родной земле, умирая за веру, Царя и отечество, кто как не русский солдат, от самого высшего до нижнего чина! Кто его благочестивее и преданнее вере православной и своей церкви! Кто столь покорен велению свыше, кто столь благодушен и кроток, посреди ужасов войны, с побежденным неприятелем! Бог да благословит вас миром и правдою посреди мира. Но и в мире, и в войне да здравствует христолюбивое российское воинство и да будет ему честь и слава во веки!

7. На горах сих воссияла русской земле благодать Божия. На горах сих первые иерархи российской церкви полагали начало всему строю церковной жизни русского народа и основали школу церковную — начало и душу русского просвещения. На горах сих основалась высшая его школа, где ковалось духовное оружие против римского духовного ига и против козней иезуитского любомудрия и властолюбия. Слава и честь кафедре Киевской митрополии, прославленной столь великими стоявшими на ней святителями! В терпении надеемся мы и веруем, что придет час, когда все, отторгнутые от нее насилием, воссоединены будут любовью. Здравие и долголетие досточтимому митрополиту киевскому и Галицкому высокопреосвященнейшему Платону!

8. Да здравствует великая дщерь великой матери — первопрестольная, златоглавая, благочестивая, благолепная Москва: украсил ее народ, как невесту, церковного красотою, и да красуется она, как жена добрая Соломонова, и внешним благолепием риз своих, и внутренней правдой и добродетелью, ибо она есть сердце России. Да здравствует Новгород великий, с Градом Петра, блистая и древней и новой своей святыней. Да здравствуют Новгород Низовские земли, в обилии благ духовных и телесных и в крепости русского сердца на все готового для защиты отечества! Да здравствуют и благоденствуют все великие и малые грады и веси Российского царства!


Опубликовано: Церковные ведомости. 1888. № 31-32. С. 851-854.

Победоносцев Константин Петрович (1827-1907) российский государственный деятель, учёный-правовед, писатель, переводчик, историк Церкви; действительный тайный советник. В 1880 — 1905 годы занимал пост Обер-прокурора Святейшего Синода. Член Государственного совета (с 1872), почётный член Императорской Академии наук (1880).



На главную

Произведения К.П. Победоносцева

Монастыри и храмы Северо-запада