| ||
(СПб., в типографии Департамента народного просвещения. 1828. В 16 долю, 92 с.) 4 и 5 песни "Онегина" составляют в Москве общий предмет разговоров: и женщины, и девушки, и литераторы, и светские люди встретясь, начинают друг друга спрашивать: читали ли вы "Онегина", как вам нравятся новые песни, какова Таня, какова Ольга, каков Ленский и т.д. — Мы подслушивали разные суждения и расскажем их, вместо собственных, нашим читателям: * * * Татьяна имеет все голоса в свою пользу, — некоторые даже желали бы, чтоб вся вышедшая часть романа (то есть 5 песней), названа была "Татьяной Лариной", а не "Евгением Онегиным". — Один молодой человек так живо представил себе эту милую дочь русской природы, что на вопрос своего приятеля, на бале, как ему нравится одна девушка? — отвечал: очень — она похожа на Таню. * * * Характером Онегина недовольны, или лучше, его не любят, хотя судьи поблагоразумнее говорят, что этот характер надобно рассматривать, хвалить, порицать, осуждать, объяснять, только в психологическом отношении, как явление нравственное, а в художественном — советуют смотреть только на его изображение, не противоречит ли он сам себе и т.п.; — здесь не надобно, говорят они, вдаваться в рассуждение, хорош ли этот характер или нет, а только как он изображен: точно как в портрете, — смотрите, похож ли он на свой подлинник, хорошо ли написан, а не распространяйтесь о том, что нос широк, а брови густы. * * * Одни говорят, что Онегин изображен не в ясных, не в резких чертах, что нельзя себе представить его личности (индивидуальности), как Дон-Жуана Байронова, как некоторые лица Вальтер Скоттовы; другие напротив бьются об заклад, что по полученным данным, они отгадают все будущие решения Онегина, как станет он действовать в тех или других обстоятельствах. "Ну примет ли он вызов Ленского?" — спросил атлет из первой партии одного из своих противников. Тот задумался, но, наконец, отвечал: это может зависеть от разных посторонних обстоятельств; вероятно Онегин употребит усилие для того, чтоб кончить распрю. Впрочем, может быть и примет вызов. "Изверг! Изверг", — воскликнули все присутствующие дамы. Многим сделалось дурно, и бедная насилу очнулась, и то выливши по склянке eau de Cologne на виски. Дамы вообще в ужасном негодовании на Пушкина за то презрение, которое он к ним при всяком случае обнаруживает в стихах своих, за злость, с которою придирается. Это — Leze-Majeste, нашептывают им их чичисбеи, и мы не знаем, каково будет жить поэту на свете, если могущественные дщери Евы внемлют духу мести. * * * Вызов Ленского называют несообразностию. Il n'est pas du tout motive, все кричат в один голос. Взбалмошный Онегин на месте Ленского, мог вызвать своего противника на дуэль, а Ленский — никак. Да и за что было Онегину бесить его? * * * Жалеют, что Ленский только описывается, а не представляется в действии. * * * В Ленском находят вот еще какую несообразность: он, идеалист, поэт, никак не мог сказать Онегину, начав с ним говорить об Ольге: "Ах, милый, как похорошели
Tout au plus, заметил один молодой поэт, Ленский мог говорить о глазах Ольгиных, а о груди, плечах — никак. Другие стали было оправдывать эти слова тем, что Ленский хотел приметиться к Онегину, но безуспешно. * * * Пятой песни отдается преимущество перед четвертою, которую автор заметно хотел наполнить чем-нибудь, и заговаривается, хотя и очень мило. * * * Нить повествования ведена лучше в первых трех песнях, чем в последних двух, замечают также многие. Читатель по прочтении четвертой и пятой остается в каком-то тумане: прекрасные подробности и эпизоды слишком развлекают его внимание. * * * Кстати о бланмаже. Для классиков очень соблазнительным кажутся стихи: Между жарким и бланмаже
А романтики в последнем стихе находят какую-то аналогию с неловким подчиванием провинциалов. * * * "Онегин", сказал некто, родился под звездою Дон-Жуана, но в нем много русской правды. * * * Иные вовсе отказались видеть в "Онегине" что-нибудь целое. Пусть поэт надает нам приятных впечатлений, все равно — мелочью или гуртом. У нас будет несколько характеров, описания снов, вин, обедов, времен года, друзей, родных людей, и чего же больше? Пусть продолжится Онегин a l'infini. Пусть поэт высказывает нам себя и в эпизодах, и в не эпизодах. * * * "Создать такой характер, как у Онегина, невозможно, — сказал один. — Чтоб описать его, надобно самому быть им". Согласен с вами, отвечал другой, может быть автор — Онегин, но только не в святые минуты вдохновения, по будням, а не в праздник, Когда не требует поэта
В таком случае, сказал третий, гораздо лучше верить самому автору. Вот что говорит он об этом: Всегда я рад заметить разность
* * * До чего простирается разность в суждениях! Одним очень нравится небрежность, с которою пишется этот роман: слова льются рекою, и нет нигде ни сучка, ни задоринки. Другие свысока видят в этой натуральной небрежности доказательство зрелости Пушкина: поэт, говорят они, уже перестает оттачивать формы, а заботится только о проявлении идей; третьи — каково покажется? — небрежность эту называют неучтивостию к публике. Пушкин зазнался и проч. — Четвертые толкуют о порче вкуса. * * * Сном Татьяны восхищаются все — и охотники до бреду, и охотники до истины, и охотники до поэзии. Был однако ж один, который утверждал, что такого сна систематически уродливого видеть невозможно. Впрочем, слава Богу, отвечал другой, что мы наяву увидали его. В театре видит же публика сны вместо спящих героев пиесы. * * * Многим очень нравится также описание Я: Кого ж любить? Кому же верить?
* * * Все с большим удовольствием приняли тонкую похвалу Жуковскому: Татьяна по совету няни,
Удачно воспоминание о чужом толке Дмитриева. Припомни, что сказал сатирик.
Были однако ж недогадливые, которым должно было растолковать, что толка хитрый лирик значит хитрый лирик, представленный в чужом толке. * * * Ответ Онегина Татьяне совершенно в его характере. Он не мог поступить иначе. По этому ответу однако ж подозревают некоторые, не бывал ли Онегин на Кавказе? ___________________________ Кстати — пометим здесь несколько строк о 2 песни "Онегина", присланных к нам покойным Д.В. Веневитиновым чрез несколько времени после появления ее в свете, для помещении в "Вестнике". "С "Онегиным" давно познакомились все русские читатели, и нам некоторым образом уже поздно говорить о нем; но, как издатели журнала, мы обязаны прибавить свой голос к голосу общему и сказать о нем хоть несколько слов. Вот наше мнение. Вторая песнь, по изобретению и изображению характеров, несравненно превосходнее первой. В ней уже совсем исчезли следы впечатлений, оставленных Байроном; в "Северной пчеле" напрасно сравнивают Онегина с Чайльд-Гарольдом. Характер Онегина принадлежит нашему поэту и развит оригинально. Мы видим, что Онегин уже испытан жизнию; но опыт поселил в нем не страсть мучительную, не едкую и деятельную досаду, а скуку, наружное бесстрастие, свойственное русской холодности (мы не говорим русской лени). Для такого характера все решают обстоятельства. Если они пробудят в Онегине сильные чувства, мы не удивимся; — он способен быть минутным энтузиастом и повиноваться порывам души. Если жизнь его будет без приключения, он проживет спокойно, рассуждая умно, а действуя лениво. О стихах ни слова. — Если мы опоздали говорить о самом Онегине, то хвалить стихи Пушкина и подавно поздно". Впервые опубликовано: Московский вестник. 1828. Ч. 7. № 4.
Михаил Петрович Погодин (1800-1875) русский историк, публицист, прозаик, драматург. | ||
|