М.П. Погодин
Исторические афоризмы и вопросы*

Вернуться в библиотеку

На главную


История должна из всего рода человеческого сотворить одну единицу, одного человека и представить биографию сего человека.

______________________

* Под сим заглавием буду я предлагать некоторые свои мысли, родившиеся при размышлении об истории и при чтении исторических сочинений. Решась печатать сии мысли в журнале, я начал было приводить их в некоторый порядок, но раздумал: - может быть некоторым читателям приятно будет взять этот труд на себя, - притом мне хотелось оставить на них приметы их происхождения, которые, разумеется, изгладились бы из памяти при сообщении им другой формы.

______________________

Многочисленные народы, жившие и действовавшие в продолжении тысячелетий, доставят в сию биографию может быть по одной черте.

Черту сию узнают великие историки.

* * *

Возможна ли теперь такая биография? Укажем на некоторые материалы для оной.

Род человеческий идет диагональю. Есть люди на свете, которые стоят на верхней точке сей диагонали (человеческого образования), которые суть соль земли; но сколько таких, до коих свет просвещения не доходил, как до нас свет иной звезды, над млечным путем находящейся! И все точки сей диагонали, все ступени на сей лестнице заняты. Точно то же должно сказать и о народах, государствах. История берет каждого из них с первой его ступени и доводит до той, на коей оно стоит теперь, показывая вместе и взаимное влияние: как сия электрическая сила пробегает чрез все кольца длинной цепи и сообщает удары краям.

* * *

Есть один закон, по коему образуется человечество, - но в каждом народе ход сего образования изменяется вследствие разных внешних обстоятельств, и дело частного историка показать, каким образом и по каким причинам происходит сие изменение, как отражается в частных явлениях общий закон и проч.

Он должен показать также и участие народа в общем образовании рода человеческого (отыскать ту черту, о которой говорено было выше). - В первом случае он связывал кольца в частную цепь, - во втором из частной цепи он делает одно кольцо и указывает ему место в общей цепи.

* * *

Каждая точка предмета дает от себя луч в нашем глазе. Луч солнечный составляют цветы зеленый, красный и проч. Так и историк пусть представляет теперь историю религий, образов правления, искусств, наук и проч. Все сии предметы вместе составляют одно целое в нашем понятии.

Все монархии, древние и новые, составляют одну беспрерывную историю, сия история покажет все постепенные усовершенствования монархического правления. То же можно сказать и о других правлениях.

Не надобно привязываться к именам собственным. Иначе необходимо история всякого такого предмета прерывается. Надобно забыть во всем отношении греков, персов, индейцев, а смотреть на один предмет свой, на образованность ли, на искусства ли и т.п. Персы, греки, индейцы должны быть в глазах наших разными формами, в коих последовательно проявлялась рассматриваемая нами идея.

Таким образом откроется положительно то, что теперь только предугадывается: везде наблюдается один закон. Религия, монархический, республиканский образ правления, торговля, изящные искусства, развивались и развиваются по тому же закону, по которому развивались и развиваются царства прозябаемых, ум человеческий, планетная система, наука истории, язык и проч. и проч.

* * *

Философ может иметь идеал, систему отвлеченную истории (прошедшей и будущей); но сия система мертва без положительного приложения.

* * *

В истории царствовал доселе эмпиризм и необходимо. Только с эмпирическими познаниями можно делать приложение.

Пусть работают эмпирики, пусть из самой истории явится и разовьется ее система. Так и есть и будет. История даже в руках эмпириков начнет теперь переменять лицо свое. Ботаники на примере не описывают нам всех растений поодиночке, в том или другом месте растущих: они взглянули уже на все царство прозябаемых и разделили растения на роды, виды и проч. В истории нет еще. Так во французской истории говорят нам о Шильпериках и Дагобертах, - в русской об Олегах и Мстиславах, здесь галлы, там словене гостеприимны и проч.

История есть еще история разностей, экземпляров, но их естественно будут подводить под итоги и уменьшать число собственных имен. Чем больше увидят несообразностей, тем скорее перемена. Наполеон не решался на план сражения заранее. Пусть столкнутся все обстоятельства, из коих каждое новое дает повод к новым соображениям; и в последнюю минуту гений начинает свое дело.

Так Линней историк представит нам систему истории.

* * *

Прежде давал я название истории, коей темный идеал ношу в груди моей: вечная память. Теперь думаю, что лучше назвать судьбы Божий.

* * *

Историк-поэт невольно, без сознания, так излагает происшествия, что читатель мыслящий сам видит в них систему, или по крайней мере приготовляется к системе.

Кто живо может представить себе историю современную, без исторических выкладок, кто, например, может чувствовать, не прибегая к памяти, как был и что делал человек в Риме, Скифии, Эфиопии во время греческого Сократа, сиракузского Тимолеона, тот знает историю в некотором отношении.

Какое должно быть наслаждение слышать сию историческую гармонию!

Мы, бедные, и тому должны радоваться, если соло какое-нибудь нравится.

* * *

Время настоящего есть плод прошедшего и семя будущего. Другими словами в истории идет геометрическая прогрессия. Когда историки найдут среднее пропорциональное число, то будут предвещать и будущее, как они прорекают прошедшее. Вот пример подобной пропорции: если крестовый поход так относится к реформации, то как реформация относится к Z и проч.? К. П.: Р. = Р.: Z. - Таким образом можно отыскать и первый, и второй, и третий, и четвертый члены и проч.

Можно также сравнить историю с музыкальною фугою (с движением диагонали, см. ниже).

Куда отнести историю некоторых азиатцев, американцев, африканцев? Решительно утверждаю - к древней: род человеческий, повторяю, идет диагональю. Объясню сие положение на чертеже. Начало христианского, то есть нового мира, находится в точке А, которая пошла вверх через с, d, е. - Вместе с точкою А двинулась и вся диагональ АВ, концом своим В, проходя чрез s, t и проч. - Христианская новая жизнь ее начнется только тогда, когда точки ее будут доходить до линии AG, до линии, коею началась у других сия жизнь. Всякий народ, разумеется, тем скорее доходит до сей жизни, чем ближе находился он на линии АВ к точке А, при начале ее движения.

Времени, которое было в Европе, не было еще в Азии и Африке: так солнце освещает страну - одну за другою, и европейский вечер есть американское утро. В Торнео день продолжается шесть месяцев.

Христианская религия может быть потому же до сих пор не начинается в Африке, почему виноград расцвел в Малой Азии при Ное, а в Москве при нас, да и то еще в теплицах.

Чем больше будет развиваться человечество, тем деяния его будут яснее, простее, и, наконец, историею будет самое настоящее время, т.е. человек будет вместе и действовать и знать свои действия. Так тело падает к центру с увеличивающеюся быстротою.


Впервые опубликовано: "Московский вестник". 1827. Ч. 1. № 2.

Михаил Петрович Погодин (1800-1875) русский историк, публицист, прозаик, драматург.


Вернуться в библиотеку

На главную