Я.П. Полонский
Кузнечик-музыкант

Шутка в виде поэмы

На главную

Произведения Я.П. Полонского



                              ПЕСНЬ 1

      Не сверчка-нахала, что скрипит у печек,
      Я пою: герой мой — полевой кузнечик!
      Росту небольшого, но продолговатый;
      На спине носил он фрак зеленоватый;
      Тонконогий, тощий и широколобый...
      Был он сущий гений — дар имел особый:
      Музыкантом слыл он между насекомых
      И концерты слушать приглашал знакомых.
      Под роскошной жатвой жил он в поле чистом,
      Оглашая воздух бесконечным свистом
      Своего оркестра. Ветреное племя
      Скакунов забыло, что в полях в то время
      Музыки и вкуса был он представитель.
      Все, что нынче летом деревенский житель
      Слышит за окошком, лежа на кровати
      Или на балкон свой выходя в халате,—
      Этот свист трескучий, этот звон безбрежный,
      Разлитой повсюду, и сухой, и нежный,—
      Если только в этом сумрачном концерте
      Есть живая нега и восторг, поверьте,—
      Это все былые, вечные созданья
      Моего героя, или—подражания.

      Бедненький кузнечик! позабыт твой гений!
      Но ты век свой прожил не без приключений.
      Помню, ты недаром слыл идеалистом:
      Сядешь ты бывало в свете серебристом
      Месяца, под полог ночи на соломке,
      Ветром сокрушенной. (Даром, что не ломки
      Гибкие колосья, все же в ниве шаткой
      Много их подломит этот ветер гадкий.)
      Сядешь ты бывало и во славу ночи
      На своей скрипице пилишь что есть мочи.
      И тебя дразнили пискуны пустые,
      Комары-злодеи, трубачи степные,
      И в тебя влюблялись божии коровки,
      И мутила зависть многие головки,
      С тем же, музыкальным то есть, направленьем,
      С тою же охотой, да не с тем уменьем.
      И грозилась мошка с помощью науки
      Умертвить тобою созданные звуки,
      И тяжеловесный жук неоднократно
      Уверял, что уши смачивать приятно
      На твоих концертах, а не то-де уши,
      Как трава, завянут от ужасной суши.
      В частной жизни также к добреньким коровкам,
      К мушкам и козявкам часто в пренеловком
      Был ты положеньи: слушал их признанья,
      Робко избегая тайного свиданья.
      Но ничто, однако ж, не поколебало
      Твоего покоя; никакое жало
      Твоему таланту не казалось вредным:
      В музыкальном мире был ты всепобедным.
      Ты вполне блажен был! — но пришла невзгода...

      Слушайте! Однажды, в половине года,
      В самый жар, быть может, в самые Петровки,
      В дни, когда на рынках потные торговки
      Продают малину, вишенья, клубнику
      И, маша платками часто не без крику,
      С мухами заводят из-за ягод ссоры;
      В дни, когда из праха созидают горы
      Муравьи и роют скрытые туннели
      Под корнями дуба иль смолистой ели;
      Бабочка, танцуя, празднует свободу;
      А пчела, с клубочком золотого меду,
      Покидая липу, вся в пыли цветочной,
      Так и льнет к жасмину белизны молочной;
      Шмель, бичуя воздух, знойный и душистый,
      И кружась над морем нивы золотистой,
      Пропадает в блеске солнца, как пылинка;
      В дни, когда для мошки каждая былинка
      Получает соки, сладость и значенье,
      И она вкушает те же наслажденья,—
      Стало быть, в Петровки, около полудня,
      Мой герой, кузнечик, понаевшись студня,
      То есть за обедом начинив желудок,
      Вышел насладиться видом незабудок
      И, вдыхая запах алого горошка,
      Лег, прищуря глазки,— и мечтал немножко.
      Много пролетало мимо насекомых,
      Ос, шмелей сердитых — трубачей знакомых,
      С разными вестями. Ни к кому с вопросом
      Он не обратился. Все, что перед носом
      У него вертелось, ползало, жужжало,
      Было чуждо сердцу — и не занимало...
      Моему герою, верно бы, вздремнулось,
      Как и вам, читатель, если б не взгрустнулось.
      Вдруг над ним порхнуло чудное виденье,
      Бабочка — такая, что — мое почтенье!
      Белизны жемчужной крылышки с каемкой,
      Глазки—изумруды, носик нежный, тонкий,
      Бархатец на шейке, бантик на затылке.
      Увидал кузнечик —затряслись в нем жилки.
      Бабочка все ниже и так близко вьется,
      Что невольно сердце у артиста бьется.
      Бабочка — не знаю, видела ль бедняжку
      Или не видала,— только кушать кашку
      Села — и, конечно, ничего не съела.
      «Ах! — она сказала,— если б я умела
      Так же петь отлично, как один известный
      Всем артист-кузнечик! — Если бы небесный
      Голос я имела,— как бы я запела!
      О, как я бездарна! о, как я...» — «Напрасно...» —
      Перебил кузнечик. (Он влюбился страстно
      В милую болтунью.)
                                            Бабочка украдкой
      На него взглянула:
                                        «Ах, какой он гадкий!» —
      Думает... Однако ж улыбнулась мило,
      Подняла свой носик и проговорила:
      «Отчего ж напрасно?!» —
                                            «Отчего!?» —
                                                              Смешался
      Мой артист, однако рекомендовался.
      «Очень, очень рада!—молвила кокетка
      (Бабочки бывают без кокетства редко).—
      Очень, очень, рада! Звуки вашей скрипки
      Часто долетают даже к нам под Липки».
      Покраснел кузнечик, начал завираться,
      Умоляя гостью чаще с ним видаться.
      Бабочка вспорхнула и, не давши слова
      Прилететь вторично, прилетела снова
      И заговорила:
                                «Даже в свете знают,
      Что большой вы гений,— все вас изучают...
      Только я к вам с просьбой: сделайте такую
      Божескую милость — напишите злую,
      Злую эпиграмму на мою соседку,
      Бабочку-кокетку, что недавно в сетку
      К мальчикам попалась и с крылом помятым
      Ночью воротилась к братцам глуповатым.
      Эти братцы также пребольшие фаты,
      И воображают, что они богаты!
      К эпиграмме можно сочинить любую
      Музыку — такую, самую смешную».

      Упорхнула гостья — а кузнечик бедный
      Так был озадачен, что немой и бледный
      Шел он, глядя в землю (так, видал я, в воду
      Сунувшись, мальчишки ищут в речке броду),
      Шел, повеся нос свой, чуть переступая
      Длинными ногами и соображая:
      Тьфу! Да как же это? — разве эпиграммы
      Можно класть на ноты? Ах, как глупы дамы!
      Шел он, шел, и бредил: то ему казалось,
      Что она хитрила и над ним смеялась,
      То воображал он, что Сильфида эта
      Захотела только испытать поэта
      И ему такую задала задачу,
      Что хоть плачь!
                              «Однако ж, что ж я время трачу! —
      Думает кузнечик.— Разве не сумею
      Я в смешном и жалком отразить идею».
      И с таким решеньем за работу смело
      Принялся он: мигом закипело дело —
      И слова и звуки. Хоть и не бывал он
      В обществе Жорж-Занда — вот что написал он:
      «К мальчику под сетку бабочка попалась —
      Краски полиняли, крылышко помялось.
      Если враг лукавый расставляет сети,
      Кто в них попадает? — попадают дети.
      Боже! отчего же за поступок детский
      Их казнит так страшно суд великосветский?»
      Кончено! —
                        И начал сочинять он ноты;
      И устал он, бедный, от такой работы.
      Но любовь всесильна! Оставалось скликать
      Прочих музыкантов — и начать пиликать.

      И народу куча собралась на пробу;
      Даже жук навозный, начинив утробу
      Всякой дрянью, смуглый, толстый и рогатый,
      Уши от простуды затыкая ватой,
      За толпой туда же пробрался сторонкой,—
      Ничего не понял, но заметил тонкий
      Хвост у музыканта и бочком поплелся
      Рассказать соседям, что-де он сошелся
      С молодым маэстро, что-де он невзрачен,
      Что его фигурой был он озадачен...
      Черная козявка, та, что бьет баклуши
      И весь день вертится, навострила уши;
      Божия коровка всех перепугала:
      От восторга ныла — ныла и упала
      В обморок... Спасибо, муравей, с шнуровкой
      Под жилетом модным — малый очень ловкий —
      Дал ей спирт понюхать в маленьком флаконе
      Он встречал коровку у N. N. в салоне,
      Где он появлялся, насурмивши бровки,
      И, быть может, рад был услужить коровке.
      Много было шуму: музыку хвалили,
      Музыку бранили, спорили, судили.—
      Бабочки ночные, в сереньких бурнусах,
      В белых пелеринках и в гранатных бусах,
      Просто побледнели от негодованья,
      Раскусивши новой песни содержанье.
      Но в тот день герой мой так уж был рассеян,
      Что и не заметил, кем он был осмеян.

                              ПЕСНЬ 2

      Эос поднимала алыми перстами
      Темные покровы ночи — и местами
      В небе загорались огненные пятна.
      Жизнь, полупроснувшись, слабо и невнятно
      Бормотала в роще, бормотала в поле.
      Поцелуй сливался с ропотом неволи
      Всюду, где лишь только брачные оковы
      Гименея были ржавы и не новы.
      Поцелуй был звонче, ропот был нежнее —
      Там, где эти цепи были поновее.
      Лишь один герой мой этой сладкой муки
      Не вкушал и, верно, умер бы со скуки...
      Рано он проснулся — но не до зевоты
      Было музыканту: нужно было ноты
      На листочках розы написать как можно
      Лучше, тоньше, чище.— Тихо, осторожно
      Перышком водил он... Сочинил виньетку,
      Где изобразил он миртовую ветку —
      Миртовую ветку, а над ней с крылами
      Огненное сердце, с надписью стихами:
      «Я неуловима; но не унывайте!
      Обожгитесь прежде, а потом поймайте!»
      Даровитый малый был артист мой — мило
      Сочинил он эти два стиха; в них было
      Столько такта, столько нежности игривой,
      Что в наш век холодный и самолюбивый
      Ни один кузнечик не найдет в них смысла
      И, быть может, даже улыбнется кисло.
      Для кого ж на этих розовых листочках
      Мой герой всю душу в линиях и точках
      Выражает, сердцем страстно пламенея? —
      Для тебя, Сильфида, праздничная фея,
      Цветников роскошных милая жилица!
      Но откликнись, где ты? где твоя светлица?
      Спишь ли ты? Быть может, всякие обновки
      Бог-Морфей готовит для твоей головки.
      Для Морфея нет ведь никаких таможен.
      Для твоей головки всякий сон возможен —
      Глупая головка!

                                  Солнце поднимает
      Из-за сосен шар свой. Сильно припекает
      Жатву. Сладко пахнет в воздухе гречихой
      По ржаному полю утренничек тихий,
      Ветерок, гуляя, росу отрясает,
      Быть дождю иль вёдру — по росе гадает
      И шуршит соломой, словно беспокоясь,
      И ему колосья кланяются в пояс.
      А лопух, высоко поднимая шишку
      С веником, из листьев сделал точно крышку,
      Так расположил их, что под их навесом
      В жар всегда прохладно молодым повесам.
      В сей харчевне много всяких насекомых;
      Но на это время никого знакомых.
      Вот сидит кузнечик, но не наш кузнечик,
      А другой,— и курит, точно человечек.
      С нашим музыкантом он одной породы —
      И скрипач, быть может, но не любит моды:
      Лапками на шею повязал тряпицу,
      В зубы взял сигару, да и корчит птицу.
      Клопика заставить заплатить за водку,
      Напоить козявку, осмеять коровку,
      Муху одурачить, паука спровадить,
      И при всем при этом с целым миром ладить
      Был он мастерище.— Страстно обожал он
      Нашего артиста; редко покидал он
      Друга, даже пьяный; перед целым светом
      Защищал — и часто наделял советом,
      Ибо, хоть и редко брал он книги в руки,
      Знал он «Твердо», «Слово» и не верил в «Буки».
      Под лопух в харчевню рано он забился,
      Потому что утром не шутя бранился.
      Больно было другу — больно и досадно,
      Глядя на артиста, видеть, как нескладно
      Он проводит время, вечно задыхаясь
      От бесплодной страсти и ни в чем не каясь.

      Но пора вернуться к нашему герою!
      Тот, кто болен сердцем, болен головою,
      Так всегда бывает: тот не жди успеха,
      Чье больное сердце голове помеха.
      Бабочка гуляла — и кузнечик тоже
      (Так и мы гуляли, бывши помоложе!);
      Наконец, гуляя, встретились — и, ножки
      Подогнув, кузнечик ей кивнул.— С дорожки
      Бабочка, виляя, села на цветочек.
      Он прыг-прыг — и рядом сел на бугорочек.
      «Ах! — она сказала.— Я не ожидала!
      Я вас за другого приняла сначала!
      Вашу эпиграмму нам вчера достали:
      Вы мою соседку мило оправдали.
      На нее за это все напали вдвое...
      (Насекомых племя — племя очень злое!)
      Впрочем, ваши мысли так всегда игривы,
      Так всегда глубоки, так красноречивы
      И так звуки сладки — точно земляника».
      Лестное сравненье — было очень дико;
      Но его артист мой даже не заметил —
      И уж я не знаю, что он ей ответил.

      «Ба! — его Сильфида громко перебила,—
      Вы мне написали ноты?! Ах, как мило!
      Очень благодарна! очень благодарна!»
      И она при этом тонко и коварно
      Улыбнулась; глазки стали веселее,
      Или—кто поймет их? — стали просто злее.
      Помолчав немного, бабочка вздохнула
      И сказала: «Поздно я вчера заснула...
      У моей кузины я была на бале...
      То-то б вы влюбились, если б увидали!
      Впрочем, извините! — я вас утомила
      Болтовней. Прощайте!»
                                            И она сложила
      Крылышки (так точно бабушкины внучки,
      Гостю приседая, складывают ручки),
      И по-над дорожкой, тихо ковыляя,
      Словно листик ветром сорванный, мелькая
      Белизною крыльев, понеслась Сильфида...

      Скоро мой кузнечик потерял из вида
      Полевую фею, подскакнул, вцепился
      В усики ржаного колоса — и злился,
      Что проклятый ветер колос нагибает,
      Нагибая колос, видеть вдаль мешает...
      В этом положеньи шмель его увидел
      И нескромным словом прыгуна обидел.
      Бедненький кузнечик тут же спохватился,
      Растопырил фалды и в траву свалился.

                              ПЕСНЬ 3

      На глазах с повязкой, стало быть, слепая,
      Едет где попало, день и ночь зевая,
      Глупая Фортуна. Ею прихоть правит.
      На одних наедет — колесом раздавит,
      На других наткнется — вдруг начнет бросаться
      Золотом, чтоб только поскорей умчаться,
      Да забрызгать липкой грязью пешехода,
      Да загнать в объятья красоты урода,
      Или так, без пользы и не для примера,
      Сдернуть мимоездом маску с лицемера.
      Рыская по свету, этот идол света
      Не имеет сердца.— Прихотница эта
      Никого не любит; и когда бросает
      Деньги, звезды, ленты—денег не считает;
      Звезд сама не носит, лент не покупает;
      И когда счастливо влюбит двух несчастных,
      Их лица не видя, из речей их страстных
      Верно заключает, что влюбиться значит:
      И себя дурачить и других дурачить.
      Так сама Фортуна, на глазах с повязкой,
      Счастье в этом мире почитает сказкой.
      Для такой богини целый мир — пустыня!
      И не то, чтоб эта странная богиня
      К нашему герою благосклонна стала:
      Только улыбнулась и в него попала
      Чем-то благовонным, проезжая мимо.

      Здесь, поставив точку, мне необходимо
      Вам сказать, что жертва тайного страданья,
      Мой герой, кузнечик, получил посланье,
      Спрыснутое амброй. Бабочка писала:
      «Приходите, жду вас!» — Счастия немало
      В себе заключало это выраженье —
      «Приходите: жду вас!» Это приглашение
      Принял мой кузнечик с той надеждой темной,
      При которой искра кажется огромной
      Огненной звездою. Друг его, гуляка,
      Принимал все к сердцу —много врал. Однако,
      Если только слушать мы его захочем,
      Говорил такие речи между прочим:
      «Ты, брат, рассуждаешь глупо и постыдно!
      Буду правду резать: где же это видно,
      Чтоб сверчок...» —
                                  «Кузнечик»,— перебил кузнечик.
      «Чтоб сверчок...» —
                                  «Кузнечик»,—перебил кузнечик.
      «Ну хоть и кузнечик! — ну, положим даже,
      Ты сверчка немного чище и поглаже
      И немножко больше чувствуешь свободы —
      Все ж ты, братец, с нею не одной породы.
      Знаю я всех этих бабочек, бабошек!
      Жить они не могут без цветных ветошек;
      За женой бабошкой где ж тебе упрыгать?
      Где ж тебе повсюду вслед за нею шмыгать?
      В свете, где нередко всех умней — невежда,
      На талант — плохая, братец мой, надежда».—

      «Слава — вот надежда».—
                                          «Экой, брат, ты, право!
      Рассуди же здраво и пойми, что слава
      У людей бывает; а у насекомых
      Что такое слава? — болтовня знакомых.
      Мы не лавры носим — носим побрякушки,
      То есть наша слава просто — финтифлюшки,
      Как сказал когда-то автор водевильный
      Публике, пуская пузыречек мыльный».

      Тут гуляка, видно, утомившись спором,
      Оглядел артиста мутно-строгим взором;
      Выпил рюмку водки, пискнул, углубился
      В созерцанье почвы и — угомонился.
      Ну, и слава Богу! Не до возражений
      Было музыканту. Как упрямый гений,
      Он с хлыстом, наместо беспокойной скрипки,
      По меже зеленой поскакал под Липки.

      Липки —это было нечто вроде парка:
      В середине — прудик, а при въезде — арка
      Из ветвей — такая, что была, бесспорно,
      Чудом совершенства; так была просторна,
      Что, вообразите, насекомых двести
      В ряд могло бы въехать. Вы меня повесьте,
      Если вру! Строитель, я и не скрываю,
      Был — сама природа; только я не знаю,
      Кто ей за работу заплатил; а впрочем,
      Здесь мы о природе вовсе не хлопочем...
      Так, чтоб журналисты нас не заклевали,
      Признаюсь, что в доме бабочек едва ли
      Описать возможно лестницу под желтым
      Ковриком из моху, кое-где протертым;
      Пасмурные сени, где с утра лакеи
      Без сапог быть могут, но не без ливреи;
      Залу, где гнилушки, точно сталактиты,
      Облепив карнизы, зеленью повиты.
      Мой один знакомый, архитектор русский,
      Видел в этой зале черепок этрусский;
      И я живо помню, хвастал, не краснея,
      Как ему в той зале вдруг пришла идея
      Украшать со вкусом барские покои,
      Покрывая белой плесенью обои,
      Впрочем, дом Сильфиды, если только строго
      Придираться к стилю, смахивал немного
      На дупло.

                      Кузнечик так был очарован,
      Или так был сердцем наэлектризован,
      Что дрожал и таял — молча ждал Сильфиды,
      Подходил к окошку и глядел на виды.
      А Сильфида с кем-то по саду порхала,
      С милыми гостями весело болтала.
      Гости эти были черви разных кличек
      И в траве лежали в виде заковычек.
      Чернокожий клопик, верно, сын швейцарский,
      Или внучек няни, крестничек боярский,
      Доложил Сильфиде, что какой-то длинный
      Господин изволит ждать ее в гостиной.

      Приглашен герой мой; ему отвечали
      На поклон улыбкой и пробормотали:
      «Очень, очень рады!» Дамы оглядели
      Всю его фигуру и едва сумели
      Удержать свой хохот — только покосились
      На мужчин; но черви не пошевелились,
      Ибо ум их кто-то так ужасно сузил,
      Что для них довольно бантик или узел
      Галстуха заметить, чтоб на остальное
      Не глядеть и в гордом пребывать покое.
      Поприще артиста к разным столкновениям
      Приучает душу; но к обыкновеньям
      Милых насекомых высшего разряда
      Не привык герой мой. Вдалеке от сада,
      Беден, худ и бледен, с головы до пяток
      На себе носил он поля отпечаток.
      Поля, где лишь тучи подают свой голос,
      Колосится жатва и серпа ждет колос.
      Знаю, о кузнечик! как ты был отменно
      Бабочкою принят. Ты себя надменно
      Вел, как будто целый век торчал ты в свете,
      С юных лет гуляя в собственной карете.
      Но, скажи, в тот вечер, что с тобою сталось,
      И каким безвестным чувством сердце сжалось,
      И какие думы охватили жарко
      Гениальный лоб твой, в час, когда из парка
      Ты обратно в поле мчался через кочки?
      Отвечать ли?., или — мы поставим точки.
      .......................................................................
      (Будто бы цензура выклевала строчки.)
      Но, злодей-кузнечик, что же ты ни слова
      Не сказал гуляке в ночь, когда другого
      Не имел ты друга, с кем бы поделиться
      Снами, от которых часто плохо спится?
      Ненавистник света, бабочек крылатых,
      Гладеньких коровок и червей лохматых,
      Он — едва вошел ты — вопросил сердито:
      «Что, брат, был ли ужин? накормили сыто,
      Или и понюхать не дали съестного?
      Что, брат, как делишки? Все ли там здорово
      И благополучно? Ты чему смеешься?
      Эх-ма, ничего ты, братец, не дождешься».—
      «Спи»,— сказал кузнечик.
                                                  «Сплю»,— сказал гуляка
      И, взодравши кверху ноги из-под фрака,
      Захрапел.

                              ПЕСНЬ 4

      Уходя, день ясный плакал за горою
      И, роняя слезы, жаркою зарею
      Из-за темной рощи обхватил край нивы.
      Дню вослед глядела ночь — и переливы
      Света отражались и дрожа блуждали
      По ее ланитам. Тихо начинали
      Выходить светила, месяца предтечи,
      Перед Божьим троном зажигая свечи.
      Далеко стемнело море жатвы зыбкой.
      Грустная береза обнялася с липкой.
      Призатихла роща. Только дуб шушукал,
      Только где-то дятел крепким носом тукал,
      Только где-то струйки смутно лепетали,
      Только роковые страсти не дремали,
      Только насекомых мир неугомонный
      Голосил немолчно в тишине бессонной,
      Стрекотали мухи; комары трубили;
      На своих скрипицах весело пилили,
      Лихо зная ноты, стало быть, без свечек,
      Те, которых хором управлял кузнечик.

      Впереди оркестра на своей скрипице
      Громче всех пилил он в честь своей царицы.
      Выходила замуж бабочки кузина,
      И жених был славный с хоботком детина;
      По уму, конечно, не был из проворных,
      Но происходил он от червей отборных.
      По словам невесты, он лишь был несносен
      Тем, что без разбора запах старых сосен
      Сравнивал с весенним запахом фиалок,
      Уважал шиповник и боялся галок.
      Но какое дело нам до этих вздоров.

      Бал великолепный! Звуки льются с хоров;
      Шпанских мух десятки в золотых ливреях
      Курят ароматы в сумрачных аллеях.
      Светляки, подобно шкаликам и плошкам,
      Вспыхивая, блещут вдоль по всем дорожкам.
      Копошатся гости. В месячном сиянье
      Бабочки порхают в бальном одеянье.
      Стрекоза, сцепившись с стрекозой, несется.
      Пестрый вихорь вальса шелестит и вьется.
      Жужелицы ходят около буфета;
      Ползают козявки... И большого света
      Жесткие особы — божии коровки
      Собрались друг другу показать обновки.
      Молча, подбираясь к двум зеленым мухам,
      Два жучка каких-то выступают брюхом
      На коротких ножках. Муравей, с шнуровкой
      Под жилетом модным, с желтенькой коровкой
      Важно и небрежно, приседая, пляшет.
      Резвая Сильфида крылышками машет,
      Глазки, носик, ножки, платьица узоры —
      Все в ней поневоле привлекает взоры.
      Мой артист кузнечик и душой пылает,
      И очей не сводит, и как черт играет.
      По ее же просьбе, сердцем неизменный,
      Сочинил он этот танец вдохновенный,
      Танец, под который скачут и поныне
      Стаи насекомых на любой куртине
      Вашего же сада, если, о читатель!
      Сад иль хоть садишко дал тебе Создатель.

      Но и насекомых бал не обошелся
      Без скандала: в парке, говорят, нашелся
      Злой паук, который, с веточки на ветку
      Протянувши нити, невидимку-сетку
      Сделал так канальски ловко и искусно,
      Что тайком, быть может, и покушал вкусно.
      Говорят — вдобавок шлепнулась коровка,
      И у ней от страха лопнула шнуровка.
      Сам артист заметил, как его Сильфиду
      Паучок какой-то, пренаивный с виду,
      За крыло задевши чем-то вроде петли,
      Притянуть старался, и глядел уж — нет ли
      Где такого места в этом чудном саде,
      Чтоб минут хоть десять провести в прохладе,
      В тишине, в уюте, дальше от волненья...
      Но артист ревнивый понял ухищренье,
      Подскочил и порвал роковые нити.
      Паучок надулся; а комар: «Смотрите,—
      Пропищал артисту,— как вы замарались,
      Точно в неприличном месте обретались!»
      Покраснел кузнечик: видит—паутина
      К рукаву прилипла.
                                      «Экая скотина!» —
      Проворчал и вытер. Бабочка ни слова
      Не сказала, только выбрала другого
      В танцах кавалера: кавалер крылатый
      Был ее соседки братец глуповатый.

      «Правда ли,— спросил он,— слух идет из нивы,
      Будто бы в маэстро страстно влюблены вы?
      Будто бы кузнечик говорил, что хочет
      Он на вас жениться — и о том хлопочет?» —
      «Что вы говорите? — молвила Сильфида,—
      Мой жених — кузнечик! Какова обида!
      Кто такие в свете распускает слухи?
      Или эту глупость выдумали мухи!» —
      «Нет, совсем не мухи-с! Кто-то из оркестра
      Говорил, что будто слышал от маэстро»

      Фея над собою сделала усилье,
      Чтоб не рассердиться,— и, встряхнувши крылья,
      Бросила холодный взгляд на музыканта,
      А когда кричали в честь его таланта:
      «Браво! фора! фора!» — делала гримаски
      Или улыбалась, опуская глазки.

      Бал под темным небом длился до рассвета.
      Бабочка устала.— Вдруг за рощей где-то
      Соловей защелкал.
                                      Ей тогда сказали
      (Можно ли без лести обойтись на бале!),
      Ей сказали: «Фея! прекратите танец,
      Слышите ли пенье? — это иностранец,
      Соловей пролетный, вздумал серенаду
      Вам давать».
                            И точно, по всему-то саду
      Рассыпались звуки, страстно замирая
      В бесконечных трелях. Бабочка, внимая
      Соловью, мечтала.
                                      В это время сзади
      Подошел кузнечик.
                                      «Фея! Бога ради!..
      Что вы так печальны?..» —
                                                «Ах! — она сказала,—
      Вы мне помешали... Я воображала,
      Что таланты наших не всегда приличных
      Скакунов достойны тех певцов столичных,
      Имена которых славны за границей.
      Боги! отчего я рождена не птицей!
      Будь я птицей... Впрочем, если захочу я
      Соловья послушать, завтра ж полечу я...» —

      «О!» — сказал кузнечик...
                                            «Жалкий музыкантик! —
      Прошептала Фея, пощипавши бантик
      На своем корсаже,— разве я не знаю...» —
      «О,— сказал кузнечик,— я не понимаю,
      Что вы говорите. Соловьи опасны,
      И к тому ж, положим, песни их прекрасны —
      Все же не в народном духе».
                                                      Засмеялась
      Бальная царица — и, как тень, умчалась.

      Бедненький кузнечик тут же нос повесил
      И один остался, бледен и невесел.
      Вот упала слезка на листочек влажный,
      С ветерком промчался чей-то вздох протяжный,
      Словно колокольчик звякнул в отдаленье...
      Ничего герой мой не слыхал: презренье
      Было слишком явно... И глядел он мутно
      В темный лес, откуда, сладко раздражая
      Благовонный воздух и не умолкая,
      Соловьиных песен раздавались трели,
      И шептал он: «Боги, боги! неужели?
      Что ж это такое? Отчего же это?..
      Или для поэта миновало лето? —
      Пойте, пойте, птицы!» Но сердца больные
      Врачевать не могут песни не родные.

                              ПЕСНЬ 5

      Плачь, родная Муза! Затяни ты песню:
      Не о том, как «ходит молодец на Пресню»,
      Не о том, как «пряха пряла — не ленилась»,
      Не о том, как «Волга-матушка катилась»,—
      Спой нам песню так, чтоб туча разразилась
      Над широкой нивой, чтоб дождем шумящим
      Пробежала сила по листам дрожащим,
      Чтоб червей, враждебных зелени и лету
      Ненавистных, падких к завязи и цвету,
      Смыло, разнесло бы по крутым оврагам!
      Туча дождевая, будь ты нашим благом!
      Поднимая ветер, оборви ты сети
      Паука с крестами, что гордится в свете
      Тем, что иссушил он множество народу,
      Из души и сердца высосав свободу!
      Бабочкам грозою опали ты крылья,
      Чтоб хоть их за это снова полюбил я! —

      Так стонал кузнечик под наитьем бурной
      И мятежной думы. А над ним лазурный
      Василек качался, наливался колос,
      И, жужжа, знакомый проносился голос:
      «Слышишь ли ты грома дальние раскаты?
      Погляди на тучки, что без крыл крылаты,
      Мрачны без печали, без улыбки ясны,
      Как гроза, могучи, как туман, бесстрастны!»
      Проносился голос, но в душе артиста
      Раздавалось что-то вроде злого свиста.
      Оскорбленный светом, огорченный балом,
      Не на шутку мрачным стал он либералом.

      В этом месте надо, в виде объясненья,
      Маленькое к Липкам сделать отступленье.
      Бабочка, герою изменив, сначала
      За его нескромность уколоть желала;
      А потом — головка, видно, закружилась —
      И она не в шутку в соловья влюбилась.
      Иностранец этот в мире насекомых,
      Говорят, был дерзок и клевал знакомых.
      Отомстить любовью этой чудной птице.
      Приковать к победной своей колеснице,
      Песни и посланья сочинять заставить
      И, быть может, в свете тем себя прославить:
      Вот что замышляла ветреная фея.
      К нашему ж герою, просто, не краснея
      И не церемонясь, клопика послала
      И «блоходарю вас» ему написала.
      Эта «блоходарность», вместо «благодарность»,
      Пуще огорчила моего героя.
      А гуляка страшно хохотал и, строя
      Разные гримасы, говорил, что блохи
      Более полезны, чем пустые вздохи.

      Может быть, артист наш, раз отдавшись снова
      Музам, позабыл бы, как любовь сурово
      Обошлась с ним, то есть: позабыл бы эту
      Ветреную фею; к будущему лету
      Сочинил бы кучу гимнов и сонетов,
      Был бы снова счастлив счастием поэтов,
      Сел бы на соломку, чтоб во славу ночи
      На своей скрипице пилить что есть мочи;
      Но, к его несчастью, вдруг распространилась
      Весть, что будто что-то с бабочкой случилось:
      Говорили, будто бабочка бежала,
      Бабочка погибла, бабочка пропала.
      Прямо шли из парка эти злые слухи,
      Стало быть, не врали комары и мухи:
      Была вероятность!
                                      Долго этим слухам
      Мой артист не верил. Вдруг, как бы обухом
      Кто-нибудь героя съездил прямо в ухо,
      Он поверил разом в достоверность слуха;
      Только что успел он всех предать проклятью,
      Получил пакетик с маленькой печатью.
      Вот письмо:
                            «Вы были к нам неравнодушны —
      Если правда, будьте хоть любви послушны:
      Поищите нашу милую Сильфиду
      И ее не дайте соловью в обиду.
      Кто вам это пишет, сами угадайте.
      Если ж будут вести, в Липки передайте».
      Прочитав такое странное послание,
      Он в припадке страсти и негодованья
      Начал просто хныкать... хныкал, долго хныкал!
      (Эдакое горе он себе накликал!)
      Приближался вечер.— К счастию, гуляка
      Был в харчевне, клюкнул и, краснее рака,
      Постучался к другу. Он расставил ноги,
      Увидавши слезы и следы тревоги
      На лице артиста.
                                  «Ба! Какие страсти!
      Выпей, братец, клюкни! — будешь нашей масти! —
      Возгласил гуляка.— Плюнь ты на Сильфиду —
      И тебя не дам я никому в обиду».—
      «Бедная Сильфида, что с ней? — не без писку
      Отвечал кузнечик,— на! прочти записку».—
      «Ничего не вижу!» — пробурчал гуляка,
      Ибо он недаром был краснее рака.
      Тут ему кузнечик рассказал, в чем дело,
      И они решились в путь пуститься смело.
      Мой герой готов был с соловьем хоть драться,
      А гуляка вышел просто поразмяться.

                              ПЕСНЬ 6

      Вечер был ненастный. Квакали лягушки;
      Под налетом ветра зыбкие верхушки
      Жатвы колыхались, словно волны; капал
      Тихий дождь — и где-то перепел вавакал;
      Пауки свернулись; пораскисли мушки;
      Комары притихли.
                                          Около опушки
      Леса наш кузнечик шел сам-друг с гулякой.
      «Слушай-ка, приятель! надо бы на всякой
      Случай запастись нам фонарем»,— шагая,
      Говорил гуляка. Но, не возражая
      На совет, кузнечик приостановился:
      С ветром из тумана к нему доносился
      Звук ему знакомый: два степных артиста
      На дрянных скрипицах хрипло и нечисто
      Выводили нотки... беспрестанно эти
      Нотки обрывались.
                                      «Ты имей в предмете,—
      Продолжал гуляка,— что впотьмах наткнуться
      Можно на лягушку, или кувыркнуться.
      Гей! — он свистнул.— Кто там? —
                                                                  и, под подорожник
      Заглянувши, крикнул: — Ну-ка, ты, пирожник,
      Выходи!»
                          И вышел таракашек, смуглый,
      Как медовый пряник, и, как булка, круглый.
      «Что вам надо?»—
                                      «Где тут к светляку дорога?»—
      «Дальше, барин, дальше! поправей немного,
      Там, под божьей травкой, две еловых шишки,
      Там спросите... Жаль, вот, спят мои мальчишки».—
      «Э! — сказал гуляка,— мы идем не свищем,
      А к еловым шишкам сами путь отыщем».—
      «Дали бы на водку, я пошел бы с вами».—
      «Не ходи, любезный!» — шевеля усами,
      Возразил гуляка.
                                  «Больно ночь муруга!» —
      «Ну, не ври, любезный!»

                                                    И пошли два друга
      К двум еловым шишкам. Стук-стук! — «Отворяй-ка
      Двери!» —
                  «Кто там?» —
                                    «Леший!» —
                                                «Кто там?» —
                                                                  «Вылезай-ка!»
      И светляк с разбитым фонарем пустился
      В лес казать дорогу. Клялся и божился,
      Что совсем не знает, где там обитает
      Соловей, что нужно, если кто желает
      Знать его фатеру, допросить у Розы.
      «Я,— сказал гуляка,— у такой занозы
      Спрашивать не стану: и глупа ужасно,
      И молчит, как рыба, и небезопасна».—
      «Ну, так хоть улитку допросите».—
                                                              «Враки!
      Ты совсем не знаешь, где зимуют раки.
      Надо втихомолку пробираться влево,
      К муравьиным кучам, дальше от посева».
      Вдруг гуляки голос превратился в шепот:
      В темноте раздался чей-то резвый топот,
      В куст через дорогу проскакала мышка.
      У гуляки тотчас началась одышка:
      Он маленько струсил. Впрочем, от испуга
      Скоро он очнулся, догоняя друга.

      Ветер унимался, и луна в сквозные
      Своды темной рощи словно золотые
      Струны протянула. Мшистые коренья
      Просияли, словно дожидаясь пенья.
      И, о чудо! в дебрях вдруг раздался голос
      Соловья — и дрогнул мой артист, и волос
      Дыбом на макушке стал от ощущенья
      Страха и тревоги, гнева и смятенья.

      «Вот он! вот!» — шепнул он, притаив дыханье.
      «Что это за пенье? Просто рокотанье,—
      Тут ему заметил друг его гуляка,—
      Все в одних руладах, все в одних...» —
                                                                  «Однако,—
      Возразил герой мой,— не бранись напрасно!
      Плут едва ли может петь так сладкогласно».

      «Что вы тут? Зачем вы?» — харю выставляя
      Из норы, спросила их оса лесная.
      «Эх, оса голубка! что ты смотришь волком:
      Мы не лиходеи,— отвечай нам толком:
      Вышли мы на поиск...» И кузнечик смело
      Выглянувшей харе объяснил, в чем дело.
      «Нешто я не знаю, как она вертелась,—
      Запищала харя,— пофиньтить хотелось...
      Этому никак уж третий день, как минул...
      Соловей-то клюнул, да потом и кинул.
      Ползала бедняжка, ползала немало;
      Если в муравейник сдуру не попала,
      Где-нибудь у наших червяков спросите...
      Я ж оса — и только,— ну и не взыщите!» —
      С этим словом, как-то скорчась, опустилась
      Харя эта в норку и в подвале скрылась.
      «Так бы вот и съездил я по этой харе,—
      Проворчал гуляка,— если б был в ударе».
      Но артист-кузнечик горестным рассказом
      Так был отуманен, что, казалось, разум
      Потерял... И долго сладостные трели
      Соловья так смутно для него звенели,
      Как звенит порою в час ночной метели,
      Глухо замирая, колокольчик дальний
      В глубине пустыни снежной и печальной.

                              ПЕСНЬ 7

      Долго, до полночи прыгуны блуждали,
      Наконец на свежий след они напали.
      Светлячок вертелся подле их недаром,
      И Диана, тучку золотым пожаром
      Охватив, недаром отклоняла ветки
      И кой-где чертила яркие отметки;
      Для моих героев бледный луч богини
      Путеводным светом был среди пустыни.
      Там, неподалеку спеющей брусники,
      Под корнями красной тюлевой гвоздики,
      Одиноким трупом бабочка лежала:
      Ножки протянула, крылья распластала
      И, казалось, лежа небесам молилась,
      Вся окоченела, но не изменилась;
      Тот же сохранился очерк милый, нежный,
      Тою же сияли белизною снежной
      Матовые крылья. Черная косынка
      На груди раскрылась. Крупная слезинка,
      Как алмаз, блестела около ресницы,
      И как бархат были темные косицы.
      Мертвая казалась сонной; но чернела
      Маленькая ранка... Молча возле тела
      Постоял кузнечик, сердцем надрываясь.
      Молча с огонечком к трупу наклоняясь,
      Светлячок, как будто сильно пораженный
      Небывалым чудом, жмурился, как сонный,
      У гуляки тоже хмель прошел. Сурово
      Он глядел, и то, что видел, было ново
      Для него. Он понял, что была б тут шутка
      Вовсе неприлична. Даже как-то жутко
      Становилось сердцу вечного гуляки,
      Даже покривилась рожа забияки,
      Потому что был он добрая скотинка.
      Видя, как у мертвой на лице слезинка
      Неподвижно светлой капелькой стояла,
      Он шептал: «Бабошка! — Ты отпировала!
      Так и мы у смерти дни свои воруем;
      Попадемся с кражей — да и отпируем!»
      Впрочем, мой гуляка был такого сорту,
      Что свое унынье вмиг отправил к черту
      И толкнув артиста, молвил: «Ну, конечно,
      Жаль, да ведь нельзя же горевать нам вечно!
      Сделаем носилки, и ее прилично
      Отнесем под Липки. Все пойдет отлично.
      Только ты напрасно, брат, не надрывайся,
      Сил не трать и плакать после постарайся».
      Сделали носилки, положили тело,
      Подняли и долго поступью несмелой
      Шли они по травкам, шли они по кочкам.
      Впереди, мелькая ярким огонечком,
      Шел светляк—и сотни разных насекомых,
      Нашему артисту вовсе незнакомых,
      Шумно просыпались в перелеске темном.
      «А! ба! кто там? что там?» — слышалося в сонном
      Царстве. Вдруг во мраке жалкий писк раздался:
      Муравей какой-то под ноги попался
      Нашему гуляке — он его и тиснул.
      Вслед за этим визгом — в роще кто-то свистнул.
      Комары, проснувшись и поднявшись роем,
      Затрубили в трубы, точно перед боем.
      Но слетевшись кучей и увидев тело,
      Взяли тоном ниже (поняли, в чем дело...)
      И, трубя плачевно, в расстояньи дальном
      Огласили воздух маршем погребальным.
      К светляку другие светляки пристали:
      Свечи их то гасли, то опять мелькали.
      С жалобным жужжаньем поднимались мухи
      И, жужжа, друг другу поверяли слухи.
      Бабочка — Сильфиды прежняя подруга —
      Высунула носик, бледная с испуга,
      И потом, спустившись по листочкам, села
      На холодный камень и — оцепенела.
      Предрассветный ветер, невидимкой вея,
      Думал, что воскреснет молодая фея:
      Шевелил у мертвой легкими крылами,
      И дышал в лицо ей влажными устами,
      И потом далеким проносился стоном,
      И по всем тропинкам отдавался звоном,
      Чашечки лиловых цветиков качая.
      И роса, как слезы, холодно сверкая,
      Медленно стекала с усиков цветущей
      Повилики, робко по стволам ползущей;
      И благоухали тысячи растений;
      И сквозь дым деревья в виде привидений
      Головой кивали.— Тихо раздвигая
      Облака, вставала зорька золотая,—
      И когда все стало ясно от улыбки
      Пламенной богини, принесли под Липки
      Мертвую Сильфиду — там ее сложили,
      Вырыли могилу и похоронили.
      И когда над этой новою могилой
      Думал злую думу мой артист унылый,
      В жарких искрах солнца за лесной куртиной
      Звучно раздавался рокот соловьиный.

      1859


Впервые опубликовано: Русское слово. 1859. Вып. 3.

Яков Петрович Полонский (1819-1898) - русский поэт и прозаик.



На главную

Произведения Я.П. Полонского

Монастыри и храмы Северо-запада