Козьма Прутков
Фантазия

Комедия в одном действии, соч. Y и Z

На главную

Произведения Козьмы Пруткова



Поощрение столь же необходимо
гениальному писателю, сколь
необходима канифоль смычку виртуоза.
«Плоды раздумья» Козьмы Пруткова

Комедия в одном действии, соч. Y и Z
Была исполнена на императорском Александрийском театре 8 января 1851 г.

МОЕ ПОСМЕРТНОЕ ОБЪЯСНЕНИЕ К КОМЕДИИ «ФАНТАЗИЯ»*

Этот экземпляр моей первой комедии «Фантазия» оставляю в том портфеле, на котором оттиснута золоченая надпись: «Сборник неконченого (d’inacheve) № 1».

______________________

* Это посмертное объяснение, вместе с комедиею «Фантазия», печатается с рукописи, найденной в том портфеле Козьмы Пруткова, о коем он упоминает в начале сего объяснения.

______________________

Причисляю ее к неконченому (inacheve) только потому, что она еще не была напечатана.

Поручаю издать ее после моей смерти. Возлагаю это на добрых моих друзей, пробудивших во мне дремавшие дарования.

Им же поручаю напечатать впереди это объяснение и приложенный здесь в копии заглавный лист театрального экземпляра комедии.

Я списал этот лист с точностию, со всеми пометками театральных чиновников. Этими пометками пересказывается вкратце почти вся история комедии. Я люблю краткость. Ею легче ошеломить, привлечь. Жалею, что не соблюл ее в своей «Фантазии». Но мне вовсе не хотелось тратить время на этот первый мой литературный шаг. Впрочем, он и без того вышел достаточно разительным. Его не поняли, не одобрили; но это ничего!

Вот тебе, читатель, описание театральной рукописи: она в четвертушку обыкновенного писчего листа бумаги; сшита тетрадью; писана разгонисто, но четко; в тексте есть цензорские помарки и переделки; они все указаны мною в экземпляре для печати; на заглавном листе, кроме надписи: «Фантазия, комедия в одном действии», имеются следующие пометы театральных чиновников:

а) вверху слева «Д.И.Т. 23 декабря 1850 г. № 1039это должно значить: «Дирекция Императорских Театров» и день и № внесения комедии в дирекцию;

б) вверху справа: «К бенефису Максимова 1, назначенному 8 января 1851 г.»;

в) посредине, над заглавием: «1103»; это, вероятно, входящий нумер репертуара;

г) под заглавием: «от гг. Жемчужникова (А.М.) и Толстого (графа)». Этим удостоверяется, что я представил комедию «Фантазия» чрез гг. Алексея Михайловича Жемчужникова и графа Алексея Константиновича Толстого;

д) под предыдущею надписью: «Одобряется для представления. С.-Петербург, 29 декабря 1850 г. Дейст. ст. советник Гедерштерн»;

е) вверху, вдоль корешка тетради, в три строки: «по Высочайшему повелению сего 9 января 1851 г. представление сей пиесы на театрах воспрещено. Кол. Асс. Семенов».

Ты видишь, читатель: моя комедия «Фантазия», внесенная в театральную дирекцию 23 декабря 1850 г., т.е. накануне рождественского сочельника, была разрешена к представлению перед кануном нового года (29 декабря) и уже исполнена императорскими актерами чрез день от праздника крещения (8 января 1851 г.), а затем тотчас же воспрещена к повторению на сцене!.. В действительности воспрещение последовало еще быстрее: кол. асесс. Семенов обозначил день формального воспрещения; но оно было объявлено словесно 8 января, во время самого исполнения пьесы, даже ранее ее окончания, при выходе императора Николая Павловича из ложи и театра. А выход этот последовал в то время, когда актер Толченов 1-й, исполнявший роль Миловидова, энергично восклицал: «Говорю вам, подберите фалды! он зол до чрезвычайности!» (см. в 10-м явлении комедии).

Итак, публике дозволено было видеть эту комедию только один раз! А разве достаточно одного раза для оценки произведения, выходящего из рядовых? Сразу понимаются только явления обыкновенные, посредственность, пошлость. Едва ли кто оценил бы Гомера, Шекспира, Бетговена, Пушкина, если бы произведения их было воспрещено прослушать более одного раза! Но я не ропщу... Я только передаю факты.

Притом успех всякого сценического произведения много зависит от игры актеров; а как исполнялась моя «Фантазия»?! Она была поставлена на сцену наскоро, среди праздников и разных бенефисных хлопот. Из всех актеров, в ней участвовавших, один Толченов 1-й исполнил свою роль сполна добросовестно и старательно. Даже знаменитый Мартынов отнесся серьезно только к последнему своему монологу, в роли Кутилы-Завалдайского. Все прочие играли так, будто боялись за себя или за автора: без веселости, робко, вяло, недружно. Желал бы я видеть: что сталось бы с любым произведением Шекспира или Кукольника, если б оно было исполнено так плохо, как моя «Фантазия»?! Но, порицая актеров, я отнюдь не оправдываю публики. Она была обязана раскусить... Между тем она вела себя легкомысленно, как толпа, хотя состояла наполовину из людей высшего общества! Едва государь, с явным неудовольствием, изволил удалиться из ложи ранее конца пьесы, как публика стала шуметь, кричать, шикать, свистать... Этого прежде не дозволялось! За это прежде наказывали!

Беспорядочное поведение публики подало повод думать, будто комедия была прервана, не доиграна; будто все актеры, кроме Мартынова, удалились со сцены поневоле, не докончив своих ролей; будто г. Мартынов, оставшись на сцене один, поступил так по собственной воле и импровизовал (!) тот заключительный монолог, в котором осуждается автор пьесы и который, по свидетельству даже врагов моих, «вызвал единодушные рукоплескания»! Все это неправда. Я не мог возражать своевременно, потому что боялся дурных последствий по моей службе. В действительности было так: публика, сама того не зная, дослушала пьесу до конца; актеры доиграли свои роли до последнего слова; пред монологом Мартынова они оставили сцену все разом, потому что так им предписано в моей комедии; г. Мартынов остался на сцене один и произнес монолог, потому что так он обязан был сделать, исполняя роль Кутилы-Завалдайского. Следовательно: публика, думая рукоплескать Мартынову как импровизатору и в осуждение автора, в действительности рукоплескала Мартынову как актеру, а мне — как автору! Так сама судьба восстановила нарушенную справедливость; благодарю ее за это!

Не скрою (да и зачем скрывать?), что тогдашние театральные рецензенты отнеслись к этому событию поверхностно и недоброжелательно. Вот выписки из двух тогдашних журналов, с сохранением их курсивов. Эти курсивы отнюдь нельзя уподобить «умным изречениям», вопреки моему афоризму в «Плодах раздумья».

а) Выписка из журн. «Современник» (1851 г., кн. II, Смесь, стр. 271); «По крайней мере, в бенефис г-жи Самойловой* не было ничего слишком плохого, чему недавний пример был в бенефис Максимова: пример очень замечательный в театральных летописях** тем, что одной пьесы не доиграли***, вследствие резко выраженного неодобрения публики. Это случилось с пьесою «Фантазия».

______________________

* Это говорится о бенефисе Самойловой 2-й, который предшествовал бенефису Максимова 1-го.
** Сколько мне известно, таких «летописей» вовсе не существует; разве какие-нибудь тайные, вредные?
*** Из моего объяснения видно, что это неправда.

______________________

б) Выписка из журн. «Пантеон» (1851 г., кн. I); «Вероятно, со времени существования театра никому еще в голову не приходило фантазии*, подобной той, какую гг. Y и Z** сочинили для русской сцены...*** Публика, потеряв терпение, не дала актерам окончить эту комедию и ошикала ее прежде опущения занавеса****. Г. Мартынов, оставшийся один на сцене, попросил из кресел афишу*****, чтоб узнать, как он говорил:****** «кому в голову могла прийти фантазия сочинить такую глупую пьесу?» — Слова его были осыпаны единодушными рукоплесканиями7*. После такого решительного приговора публики нам остается только занести в нашу «Летопись» один факт:8* что оригинальная Фантазия удостоилась на нашей сцене такого падения, с которым может только сравниться падение пьесы «Ремонтеры», данной 12 лет назад и составившей эпоху в преданиях Александрийского театра9*.

______________________

* Тут сочинитель статьи, очевидно, полагал сострить, хотя бы с помощью курсива!
** Я назвал на афише автора пьесы иностранными литерами: «Y и 7 потому что не желал выдать себя, опасаясь последствий по службе.
*** Что же дурного, что никто еще не сочинял подобной фантазии? В этом и достоинство!
**** Во-первых, из курсива слова «комедия» видно, что сочинителю досадно: зачем этот титул присвоен моей пьесе? ему хотелось бы (как и дирекция желала), чтобы пьеса моя была названа «шутка-водевиль»! Во-вторых: из моего объяснения уже известно, что комедия была доиграна до последнего слова.
***** Г. Мартынов потребовал афишу не «из кресел», а от контрабаса, из оркестра, как ему было предписано в его роли (см. подлинную комедию).
****** Вовсе не «он» говорил, а я предписал ему сказать это в роли Кутилы-Завалдайского!
7* Тут явно злонамеренное перетолкование рукоплесканий публики. Хотя публика — толпа, но заступаюсь за нее, по привычке к правде: публика рукоплескала не одной этой фразе, а всему монологу, с начала до конца.
8* Опять «летопись», да еще с крупной буквы! А я убежден, что ее вовсе не существует.
9* Мне неизвестна комедия «Ремонтеры», и потому не могу судить: уместно ли это сравнение? Что же касается замечания, что представление моей «Фантазии» составит «Эпоху в преданиях Александринского театра», то хотя я не понимаю: какая «эпоха» может быть в «преданиях»? однако не скрою (да и зачем скрывать?), что именно это вполне соответствовало бы моим надеждам и желаниям!

______________________

Только в одном из московских изданий было выказано беспристрастие и доброжелательство к моей комедии; не помню в котором: в «Москвитянине» или в «Московских ведомостях»? Всякий может узнать это сам, пересмотрев все русские журналы и газеты за 1851 год. Помню, что я мысленно приписывал ту статью г-ну Аполлону Григорьеву, тогдашнему критику в «Москвитянине». Помню также, что в этой статье сообщалось глубокомысленное, но патриотическое заключение, именно: рецензент хотя не присутствовал в театре и, следовательно, не знал содержания моей комедии,— отгадал по определению действующих лиц в афише, что «это произведение составляет резкую сатиру на современные нравы». Спасибо ему за такую проницательность! Думаю, впрочем, что ему много помогло быстрое воспрещение повторения пьесы на сцене. С того времени я очень полюбил г. Аполлона Григорьева, даже начал изучать его теорию литературного творчества, по статьям его в «Москвитянине», и старался применять ее к своим созданиям; а когда я натыкался на трудности, то обращался прямо к нему за советом печатно, в стихах (пример этому см. выше в стихотворении: «Безвыходное положение»).

Вот все данные для суда над моей комедией «Фантазия». Читатель! помни, что я всегда требовал от тебя справедливости и уважения. Если б эта комедия издавалась не после моей смерти, то я сказал бы тебе: до свидания... Впрочем, и ты умрешь когда-либо, и мы свидимся. Так будь же осторожен! Я с уверенностию говорю тебе: до свидания!

Твой доброжелатель Козьма Прутков.

11 августа
1860-го года (annus, i).

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА

А г р а ф е н а   П а н к р а т ь е в н а   Ч у п у р л и н а, богатая, но самолюбивая старуха ----- Г-жа Громова.
Л и з а в е т а   П л а т о н о в н а, ее воспитанница ----- Г-жа Левкеева.
А д а м   К а р л о в и ч   Л и б е н т а л ь, молодой немец*, не без резвости ---- Г. Марковецкий.
Ф е м и с т о к л   М и л ь т и а д о в и ч   Р а з о р в а к и, человек отчасти лукавый и вероломный ------ Г. Каратыгин 2.
К н я з ь**   К а с ь я н   Р о д и о н о в и ч   Б а т о г -Б а т ы е в, человек, торгующий мылом ------ Г. Прусаков.
М а р т ы н   М а р т ы н о в и ч   К у т и л о - З а в а л д а й с к и й, человек приличный ----- Г. Мартынов.
Г е о р г и й   А л е к с а н д р о в и ч   Б е с п а р д о н н ы й, человек застенчивый ------ Г. Смирнов 2.
Ф и р с   Е в г е н ь е в и ч   М и л о в и д о в, человек прямой ------ Г. Толченов 1.
А к у л и н а,   нянька ------- Г-жа xxx
Ф а н т а з и я,   моська }
Пудель}
Собачка, малого размера } ----- Без речей***
Собака датская}
Моська, похожая на Фантазию }
Незнакомый бульдог }
Кучера, повара, ключницы и казачки.

______________________

* Слово «немец» было заменено в афише словом «человек». (Здесь и далее - примечания К. Пруткова.)
** Титул «князь» был исключен цензором в перечне действующих лиц и повсюду в тексте.
*** Эти действующие лица «без речей» не были одобрены цензором в перечне действующих лиц на афише.

______________________

Действие происходит на даче Чупурлиной. Сад. Направо от зрителей домик с крыльцом. Посреди сада (в глубине) беседка, очень узенькая, в виде будки, обвитая плющом. На беседке флаг с надписью: «Что наша жизнь?»

Перед беседкой цветник и очень маленький фонтан.

ЯВЛЕНИЕ I

По поднятии занавеса: Разорваки, князь Батог-Батыев, Миловидов, Кутило-Завалдайский, Беспардонный и Либенталь ходят молча взад и вперед по разным направлениям. Они в сюртуках или во фраках.

Довольно продолжительное молчание.

К у т и л о - З а в а л д а й с к и й (вдруг останавливается и обращается к прочим)

Тс! тс! тс!..

В с е (остановившись)

Что такое?! что такое?!

К у т и л о - З а в а л д а й с к и й

Ах, тише! тише!.. Молчите!.. Стойте на одном месте!.. (Прислушивается.) Слышите?., часы бьют.

Все подходят к Кутиле-Завалдайскому, кроме Беспардонного, который стоит задумчиво, вдали от прочих.

Р а з о р в а к и (смотрит на свои часы)

Семь часов.

К у т и л о - З а в а л д а й с к и й (тоже смотрит на свои часы)

Должно быть, семь; у меня половина третьего. Такой странный корпус у них,— никак не могу сладить.

В с е (кроме Либенталя, смотря на часы)

Семь часов.

Л и б е н т а л ь

Я не взял с собою часов, ибо (в сторону) счастливые часоз не наблюдают!

Р а з о р в а к и

Давно желанный и многождаиный час!.. Вот мы все здесь собрались; но кто же из нас, здесь присутствующих женихов, кто получит руку Лизаветы Платоновны? Вот вопрос!

В с е (задумавшись)

Вот вопрос!

Б е с п а р д о н н ы й (в сторону)

Лизавета Платоновна, Лизавета Платоновна!.. Кому ты достанешься? Ах!

Р а з о р в а к и

Пока еще не пришла старушка, в руке которой наша невеста, мы...

К у т и л о - З а в а л д а й с к и й

Мы тщательно осмотрим друг друга: всё ли прилично и всё ли на своем месте? Женихи ведь должны... Господин Миловидов! (Указывает на его жилет.) У вас несколько нижних пуговиц не застегнуто.

М и л о в и д о в (не застегивая)

Я знаю.

Р а з о р в а к и

Господа! я предлагаю, пока старушка еще не пришла, сочинить ей приятный комплимент в форме красивого куплета и спеть, как обыкновенно в водевиле каком-нибудь поют на сцене актеры и актрисы.

В с е

Пожалуй... пожалуй... сочиним! сочиним!

Р а з о р в а к и

Для этого сядем по местам. Садитесь все по местам!

Разорваки садится на скамейку; Беспардонный — на другую; князь Батог-Батыев и Кутило-Завалдайский — на траву; Миловидов уходит в беседку; Либенталь вынимает из кармана бумажник и карандаш и взлезает на дерево.

Л и б е н т а л ь

Здесь поближе к небесам.

Р а з о р в а к и

Уселись? Начнем... (Подумав.) «Вот куплеты...» — Господа, рифму!

Л и б е н т а л ь (с дерева)

Разогреты!

М и л о в и д о в (из беседки)

Почему же разогреты?!

Л и б е н т а л ь

Неподдельными нашими чувствами разогреты!

Р а з о р в а к и

Я лучше вас всех понимаю поэзию: я человек южный, из Нежина.

К н. Б а т о г - Б а т ы е в

Я из Казани.

Р а з о р в а к и

Не перебивать!.. Слушайте: «Вот куплеты — Мы, поэты,— В вашу честь,— Написали вместе»...

М и л о в и д о в

«Написали вместе — В этом лесе».

Р а з о р в а к и

Это не рифма!

К у т и л о - З а в а л д а й с к и й

Это сад.

М и л о в и д о в

Ну — «В этом саде!».

Р а з о р в а к и

Не перебивать!..— «Написали вместе,— На своем всяк месте,— Нас здесь шесть».— Вот это так!.. Далее: «Мы вас знаем»... Ах! идет!.. Аграфена Панкратьевна идет!.. Ну, нечего делать!.. Так как есть, каждый на своем месте, давайте петь. Я начинаю!

ЯВЛЕНИЕ II

Те же и Чупурлина с Лизаветой. Чупурлина с Лизаветой сходят с крыльца в сад. Чупурлина ведет на ленточке моську. Женихи сидят на местах и поют на голос «Frere Jacques», Разорваки начинает.

В с е (поют)

Вот куплеты,
Мы, поэты,
В вашу честь (bis)
Написали вместе
На своем всяк месте.
        Здесь нас шесть!
        Нас здесь шесть!

Аграфена Панкратьевна и Лизавета Платоновна смотрят с удивлением во все стороны.

Р а з о р в а к и

Господа, второй куплет экспромтом; каждый давай свою рифму. Я начинаю!

Поют, каждый отдельно, по одному стиху, в следующем порядке:

Р а з о р в а к и

Мы вас знаем —

К у т и л о - З а в а л д а й с к и й

Ублажаем —

К н. Б а т о г - Б а т ы е в

Услаждаем —

М и л о в и д о в

Занимаем —

Б е с п а р д о н н ы й

Сохраняем —

Л и б е н т а л ь

Забавляем!

Р а з о р в а к и

Довольно... довольно!..

В с е (хором)

Всякий час!
Всякий час!..

Р а з о р в а к и (продолжая петь один)

Вы на нас взгляните!

М и л о в и д о в (тоже)

И нас обнимите!

В с е (хором)

А мы вас!
А мы вас!

При последнем все идут к Аграфене Панкратьевне с распростертыми объятиями.

Ч у п у р л и н а

Благодарю вас, благодарю вас!

Л и б е н т а л ь (бежит вперед других)

Милостивая государыня, почтенная Аграфена Панкратьевна! лестная для меня маменька!

К н. Б а т о г - Б а т ы е в

Почтеннейшая Аграфена Панкратьевна!

К у т и л о - З а в а л д а й с к и й

Благодетельница!

Р а з о р в а к и

Такая благодетельница, что просто... ух!., целовал бы, да и только!

К у т и л о - З а в а л д а й с к и й (в сторону)

Какие у этого грека всё сильные выражения; совсем не умеет себя удерживать.

Беспардонный подходит, отворяет рот, но от внутреннего волнения не может сказать ничего.

М и л о в и д о в (перебивая выразительные знаки Беспардонного)

Ну, что же, матушка!., надумались? Вот мы все налицо. Кто же из нас лучше? говорите!.. Да ну же, говорите!

Ч у п у р л и н а

Тише, мой батюшка, тише! Вишь, какой вострый, как приступает!.. Моя Лизанька не какая-нибудь такая, чтоб я ее вот так взяла да и отдала первому встречному! Я своей Лизанькой дорожу! (Гладит моську.) Она мне лучше дочери... Я не отдам ее какому-нибудь фанфарону! (Окидывает Миловидова глазами с ног до головы.) Небось ты, батюшка, все на балах разные антраша выкидывал да какие-нибудь труфели жевал под сахаром; а теперь — спустил денежки, да и востришь зубы на Лизанькино приданое? Нет, батюшка, тпрру!! Пусть-ка прежде каждый из вас скажет: какие у него есть средства, чтобы составить ее счастье? (Гладит моську.) А без этого не видать вам Лизаньки, как своей поясницы.

М и л о в и д о в (в сторону)

Вишь, баба! Вишь, какая баба!

Л и б е н т а л ь (к моське)

Усиньки, усиньки, тю, тю, тю...

М и л о в и д о в (к Чупурлиной)

Средства будут!

Ч у п у р л и н а

Какие, мой батюшка?

М и л о в и д о в

А приданое-то? Как получу его, так будут и средства! И чем больше приданое, тем больше средства!

Ч у п у р л и н а

Ну вот! я так и знала. Фанфарон, просто фанфарон; что его слушать! (К Кутиле-Завалдайскому.) Ну, а ты, батюшка?

Л и б е н т а л ь (к Чупурлиной)

Маменька, позвольте: кажется, моська заступила за ленточку левою ножкой? клянусь вам!

Ч у п у р л и н а

Спасибо, батюшка... (Снова обращается к Кутиле-Завалдайскому.) Ну, а ты, Мартын Мартынович?

К у т и л о - З а в а л д а й с к и й

Сударыня, позвольте вас уверить, что, вступив в брак с Лизаветой Платоновной, я всегда буду соблюдать пристойность...

Ч у п у р л и н а

Нет, я не о том... Какие у тебя надежды? Есть ли у тебя фабрика?

К у т и л о - З а в а л д а й с к и й

Нет-с, фабрики не имею.

Ч у п у р л и н а

Ну, так как же?

К у т и л о - З а в а л д а й с к и й

У меня, сударыня, более нравственный капитал! Вы на это не смотрите, что мое такое имя: Кутило-Завалдайский. Иной подумает и Бог знает что; а я совсем не то! Это мой батюшка был такой, и вот дядя есть еще; а я нет! Я человек целомудренный и стыдливый*. Меня даже хотели сделать брандмейстером**.

______________________

* Здесь цензор вычеркнул слово «целомудренный» и написал «нравственный».
** Эти слова: «Меня даже хотели сделать брандмейстером»—вычеркнуты цензором.

______________________

Ч у п у р л и н а

Фу-ты, фанфарон! право, фанфарон! фанфарон, фанфарон, да и только!.. (Обращается к кн. Батог-Батыеву.) Авось ты, батюшка, посолиднее. Посмотрим, чем ты составишь счастье Лизаньки?

К н. Б а т о г - Б а т ы е в

Большею частью мылом! (Вынимает из кармана куски мыла.) У меня здесь для всех. (Раздает.) Вам, сударыня, для рук; а этим господам бритвенное. (К Миловидову.) Вам, кроме бритвенного, особенный кусок — для рук.

М и л о в и д о в (принимает с благодарностью, но смотрит на свои руки пристально)

Благодарю!

Ч у п у р л и н а

Благодарствуйте, князь. (Обращается к Разорваки.) Ну, тебя, Фемистокл Мильтиадович, я не спрашиваю. Ведь ты не в самом же деле вздумал жениться на Лизаньке! Где тебе!

Р а з о р в а к и

Нет-с, я не шучу. Серьезно прошу руки Лизаветы Платоновны! Я происхождения восточного, человек южный, у меня есть страсти.

Ч у п у р л и н а

Неужто?.. Но какие же у тебя средства?

Р а з о р в а к и

Сударыня, Аграфена Панкратьевна! Я человек южный, положительный. У меня нет несбыточных мечтаний. Мои средства ближе к действительности... Я полагаю: занять капитал.., в триста тысяч рублей серебром... и сделать одно из двух: или пустить в рост, или... основать мозольную лечебницу... на большой ноге!

Ч у п у р л и н а

Мозольную лечебницу?

Р а з о р в а к и

На большой ноге!

Ч у п у р л и н а

Что ж это? На какие ж это деньги?.. Нешто на Лизанькино приданое?

Р а з о р в а к и

Я сказал: занять капитал в триста тысяч рублей серебром!

Ч у п у р л и н а

Да у кого же занять, батюшка?

Р а з о р в а к и

Подумайте: триста тысяч рублей серебром! Это миллион на ассигнации!

Ч у п у р л и н а

Да кто тебе их даст? Ведь это, выходит, ты говоришь пустяки?

Р а з о р в а к и

Миллион пятьдесят тысяч на ассигнации!

Ч у п у р л и н а

Пустяки, пустяки; и слышать не хочу! Господин Беспардонный, вы что?

Б е с п а р д о н н ы й (встрепенувшись )

Сударыня... извините... я надеюсь... не щадя живота своего... не щадя живота своего...* для Лизаветы Платоновны... до последней капли крови!..

______________________

* Цензор изменил: вместо славянского «живота своего» поставил «жизни своей». Однако ведь о «животе» говорят не только в молитвах, но даже тогда, когда «кладут его на алтарь отечества». Почему же неприлично говорить о нем в театре?

______________________

Л и б е н т а л ь (перебивая)

Маменька, послушайте,— лучшее средство есть: трудолюбие, почтение к старшим и бережливость! Почтение к старшим, трудолюбие... (Нагибается к моське.)

Ч у п у р л и н а

Что ты, батюшка, на ней увидел?

Л и б е н т а л ь

Маменька, ушко завернулось у Фантазии.

Ч у п у р л и н а (полугромко)

В этом молодом человеке есть прок.

Л и б е н т а л ь (продолжает ласкать моську)

Усиньки, тю, тю, тю, фить, фить фить!..

Ч у п у р л и н а (по-прежнему)

Он хорошо изъясняется.

Л и б е н т а л ь (к моське)

Фить, фить, фить, тю, тю, тю!..

Ч у п у р л и н а (Либенталю)

Спасибо тебе за то, что ты такой внимательный.

М и л о в и д о в

Ну что же, матушка; довольно наговорились про всякий вздор!.. Пора, братец, сказать: кто из нас лучше?

Ч у п у р л и н а

Тише, тише, мой батюшка!.. Вишь, как опять приступает! Так и видно, что целый век играл на гитаре.

К у т и л о - З а в а л д а й с к и й (в сторону)

Миловидов действует неприлично.

М и л о в и д о в

Да пора же кончить!

Р а з о р в а к и

Миллион пятьдесят тысяч на ассигнации!

Ч у п у р л и н а

Да, нечего говорить: всех-то вас толковее Адам Карлыч.

Р а з о р в а к и (берет Чупурлину в сторону)

Сударыня, принимая в вас живейшее участие, я должен вам сказать, что однажды Адам Карлыч на Крестовском... (Шепчет ей на ухо.)

Ч у п у р л и н а

Как? Возможно ли?! Какие гадости!.. Адам Карлыч, Адам Карлыч! поди-ка сюда!.. Правда, что ты однажды на Крестовском... (Шепчет ему на ухо.)

Л и б е н т а л ь (с ужасом)

Помилуйте, маменька; никогда на свете!..

Ч у п у р л и н а

Ну, то-то; я так и думала!.. Видишь, Фемистокл Мильтиадович, это был не Адам Карлыч. Это кто-нибудь другой.

Р а з о р в а к и (ей)

Действительно: это, кажется, был Миловидов.

Ч у п у р л и н а (к Либенталю)

Ну, Адам Карлыч, коли ты понравишься Лизаньке, то бери ее, и дело с концом. Поди, объяснись с ней. Она здесь где-то, в саду. Прощайте, родимые. Спасибо вам за честь. (Особо к кн. Батог-Батыеву.) Прощайте, князь; благодарствуйте за мыло.

Женихи уходят. Чупурлина останавливает Разорваки.

Ч у п у р л и н а

Ты, батюшка, погоди немного. Я не совсем поняла, что ты мне сказал насчет мозольной фабрики?

Р а з о р в а к и

Мозольной лечебницы!

Ч у п у р л и н а

Да бишь лечебницы!.. Как же это ты полагаешь?

Р а з о р в а к и

Очень просто!., Во-первых, я занимаю капитал в триста тысяч рублей серебром...

Уходят, разговаривая.

ЯВЛЕНИЕ III

Либенталь скачет несколько времени молча на одной ноге.

Л и б е н т а л ь

Ах, вот она!., вот она!., идет и несет цветы!.. Начну!

Лизавета Платоновна проходит с цветами, не замечая Либенталя.

Л и б е н т а л ь

Лизавета Платоновна! Я говорю: Лизавета Платоновна!

Л и з а в е т а   П л а т о н о в н а

Ах, здравствуйте, Адам Карлыч.

Л и б е н т а л ь

Лизавета Платоновна, где вы покупаете ваши косметики?

Л и з а в е т а   П л а т о н о в н а

Какие это?

Л и б е н т а л ь

Под этим словом я разумею: духи, помаду, мыло, о-де-лаван и бергамотовое масло.

Л и з а в е т а   П л а т о н о в н а

В гостином дворе, выключая казанское мыло, которое с некоторых пор поставляет мне большею частью князь Батог-Батыев. Но зачем вы это спрашиваете?

Л и б е н т а л ь (подойдя к ней близко)

Затем, что от вас гораздо приятнее пахнет, нежели от этих самых цветов! (В сторону.) Она засмеялась!.. (Ей.) Лизавета Платоновна! я сейчас объяснил дражайшей Аграфене Панкратьевне цель моей жизни и средства моего существования... Я обнажил перед ней — клянусь вам! — всю душу мою и все изгибы моего чувствительного и стремящегося к известному предмету сердца... Я ей сказал о себе и упомянул о вас... Она выгнала всех вон... а мне приказала идти к вам... Я иду... вы сами идете!.. Без сомнения, несравненная Лизавета Платоновна, я не смею даже думать об этом; но Аграфена Панкратьевна мне приказала...

Л и з а в е т а   П л а т о н о в н а

Но что же такое, Адам Карлыч?

Л и б е н т а л ь

О! я обязан исполнить приказание этой преклонной особы! И потому, собравшись с духом, говорю (падает на колени): Лизавета Платоновна! реши, душка, судьбу мою: или восхитительным ответом, или ударом!.. (Поет, не вставая с колен, на голос «d’un pensiero» из «Сомнамбулы».)

Елизавета, мой друг!
Сладкий и странный недуг
Переполняет мой дух!
        О тебе все твердит
        И к тебе все манит!
Е...

Лакей (вбегая)

М-с!.. М-с!.. Фантазия!.. Фантазия!.. Барышня, не видали барыниной моськи?

Л и з а в е т а   П л а т о н о в н а

Не видала.

Л и б е н т а л ь (вставая с колен)

И я не видал.

Л а к е й (уходя)

Фантазия!.. Фантазия!.. (Уходит.)

Л и б е н т а л ь

Я продолжаю. (Становится снова на колени и поет.)

Елизавета, мой друг!
Ну, порази же мой слух,
Будто нечаянно, вдруг,
Словом приятным — супруг!

Л и з а в е т а   П л а т о н о в н а (тоже поет, продолжая мотив)

Ах, нет, нет...

Г о р н и ч н а я (вбегая)

Фантазия!.. Фантазия!.. Барышня, барыниной моськи не видали?

Л и з а в е т а   П л а т о н о в н а

Не видала.

Л и б е н т а л ь (вставая с колен)

И я не видал.

Г о р н и ч н а я (уходя)

Фантазия!.. Фантазия!.. (Уходит.)

Л и б е н т а л ь

Вы, кажется, начали отнекиваться, Лизавета Платоновна?

Л и з а в е т а   П л а т о н о в н а

Да, я хотела сказать вам (поет):
Ах, нет, нет!., я боюсь,
Ни за что не решусь!
Я от страха трясусь!..

Л и б е н т а л ь (поет в сторону)

Ах, какой она трус!

Л и з а в е т а   П л а т о н о в н а

Я боюсь, (bis)
Я страшусь, (bis)
Не решусь! (ter)

Л и б е н т а л ь (поет в сторону)

Ах, какой она трус!

Л и з а в е т а   П л а т о н о в н а

Я боюсь,
Я страшусь!..

О б а   в м е с т е

Она трус! (ter)
Не решусь! (ter)

Л и б е н т а л ь (опять падая на колени, начинает петь)

Е...

А к у л и н а (вбегая)

Хвантазия!.. Хвантазия!.. Барышня, ведь у барыни моська пропала! Вы не видали?

Л и з а в е т а   П л а т о н о в н а

Нет, не видала.

Л и б е н т а л ь (вставая с колен)

И я не видал.

А к у л и н а

Что ты будешь делать?! Барыня изволит плакать, изволит сердиться, из себя выходит; изволит орать во всю глотку:*

«Дайте мне мою моську! где моя Хвантазия?» (Уходя, кричит.) Хвантазия!.. А, Хвантазия!.. (Уходит.)

______________________

* Цензор вычеркнул «глотку» и написал «горло».

______________________

Л и б е н т а л ь (опять становясь на колени)

Я продолжаю (поет):
Елизавета, мой друг!
Твой неприличный испуг
Напоминает старух!
        Между тем как любовь
        Все волнует мне кровь!

П о в а р (вбегает в колпаке, с засученными рукавами, с кастрюлей в одной руке и с пуком репы в другой)

Конефузия!.. Конефузия!.. Барышня, Конефузия не с вами?

Л и б е н т а л ь (вставая с колен)

Ах, пошел вон!.. Прервал на решительном месте!

П о в а р

Да чем же я виноват, что меня послали собаку искать?

Л и з а в е т а   П л а т о н о в н а

Я не видала.

Л и б е н т а л ь

И я не видал.

П о в а р (уходя)

Конефузия!.. Конефузия!.. (Уходит.)

Л и б е н т а л ь (поет стоя)

Елизавета, мой друг!
Ну, порази же мой слух,
Будто нечаянно, вдруг,
Словом приятным —

Л и з а в е т а   П л а т о н о в н а (робко)

Супруг!

Л и б е н т а л ь (падает на колени)

Небесная Лизавета! (Целует ее руку.) Эфирное созданье!..

ЯВЛЕНИЕ IV

Те же и вся дворня; а затем Чупурлина. Лакеи, горничные, казачок, Акулина, повар и кучер — вбегают с разных сторон, крича «Фантазия!.. Конефузия!.. Хвантазия!..» Лизавета Платоновна и Либенталь, не замечая никого, смотрят друг другу в глаза с любовью и нежностью.

Через несколько времени вбегает Чупурлина и кричит громче всех.

Ч у п у р л и н а

Фантазия!.. Фантазия!.. Не нашли?! Дайте мне мою собачку, собачонку, собачоночку!.. (Наталкивается на повара.) Собака!.. Не видишь, куда бежишь? Да что это вы все толчетесь на одном месте? а?! В разные стороны бегите! и непременно отыщите мне мою собачку!

В с я п р и   с л у г а (расходясь во все стороны, кричит в один голос)

Фантазия!.. Фантазия!..

ЯВЛЕНИЕ V

Чупурлина, Лизавета и Либенталь.

Л и з а в е т а   П л а т о н о в н а   и   Л и б е н т а л ь (подходят с обеих сторон к Чупурлиной и робко говорят вместе)

Маменька!., маменька!

Ч у п у р л и н а

Что вам надобно?! Чего вы хотите от меня?!

Л и б е н т а л ь

Они согласны.

Л и з а в е т а   П л а т о н о в н а (Чупурлиной)

Если вы согласны, я согласна.

Ч у п у р л и н а

Как?! Все люди ищут мою собаку и, как угорелые кошки, бегают по разным направлениям; а вы?! Что вы здесь делали?! (К Лизавете Платоновне.) Вот твоя благодарность ко мне за все мои попечения!.. Негодная!.. Выбрала время говорить мне про разные гадости*, когда я не в духе, когда я плачу, терзаюсь... (Плачет.) Боже мой, до чего я дожила!.. На старости лет не иметь и Фантазии! Какое горестное, какое ужасное положение!.. (Обращается к ним обоим.) Вон!..

______________________

* Цензор заменил слово «гадости» словом «глупости».

______________________

ЯВЛЕНИЕ VI

Те же и прочие женихи. Беспардонный, Миловидов, князь Батог-Батыев, Кутило-Завалдайский и Разорваки вбегают поспешно.

Б е с п а р д о н н ы й (с беспокойством)

С кем случилось?!

К у т и л о - З а в а л д а й с к и й

Кого постигло?

К н. Б а т о г - Б а т ы е в

Отчего этот шум?

М и л о в и д о в

С чего такая возня?

Р а з о р в а к и

Какое бедствие?

Ч у п у р л и н а

Вам что нужно?! Зачем пришли?! Что вы здесь забыли?!

Б е с п а р д о н н ы й

Мы слышали крик.

К н. Б а т о г - Б а т ы е в

Беготню!

М и л о в и д о в

Визготню!

Р а з о р в а к и

Суетню!

К у т и л о - З а в а л д а й с к и й

Темные рассуждения о фантазии.

Ч у п у р л и н а

Это моя собака — Фантазия, и вовсе не темная, а светло-желтая!.. Она пропала, она убежала, ее похитили!

Л и б е н т а л ь

Аграфена Панкратьевна, да я сию же минуту брошусь искать вашу Фантазию! Могу вас уверить!.. Я употреблю все мои силы, характер и способности, чтоб отыскать вашу моську! Клянусь вам!.. (Обращается к Лизавете Платоновне.) До свиданья, Лизавета Платоновна. (Убегает.)

Ч у п у р л и н а (кричит ему вслед)

И знай же наперед, Адам ты этакой! что пока не сыщешь Фантазии, не получишь ее руки!.. (Обращается ко всем женихам.) Кто принесет мне мою Фантазию, тот в награду получит и приданое и Лизавету! Слышите? Я в своем слове тверда. (К Лизавете Платоновне.) Пошла вперед!.. Да ну же, поворачивайся! (Уходят обе в дом.)

ЯВЛЕНИЕ VII*

Все женихи, кроме Либенталя.

______________________

* Это явление здесь немного сокращено противу рукописи.

______________________

К н. Б а т о г - Б а т ы е в

Какое страшное событие!

М и л о в и д о в

Просто черт знает что!

Р а з о р в а к и

Неслыханные обстоятельства!

Б е с п а р д о н н ы й (сам с собою)

Как иногда судьба!.. Кто знает?.. Может быть, теперь именно мне?! Лизавета Платоновна!.. Боже, если б это было возможно!

М и л о в и д о в

Что ж думать? Пойдем искать моську.

К н. Б а т о г - Б а т ы е в

Искать моську... Легко сказать! а где ее найти? Разве объявить в полиции? Ну, да Бог знает, найдут ли?

К у т и л о - З а в а л д а й с к и й (в сторону)

Он сомневается в полиции!

Р а з о р в а к и

А если и найдет какой-нибудь городовой, то Аграфена Панкратьевна тут же за него и выдаст воспитанницу!

В с е (с испугом)

Нет, нет!., нельзя объявлять!..

Р а з о р в а к и (сам с собою)

Счастливая мысль!

К н. Б а т о г - Б а т ы е в (тоже)

Ура, придумал!

Б е с п а р д о н н ы й (тоже)

Кажется, как будто придумал?

М и л о в и д о в (тоже)

Обдумал!

К у т и л о - З а в а л д а й с к и й (в сторону)

Что бы могли придумать такие развратники?! Заранее краснею! (Старается подслушивать.)

Р а з о р в а к и (сам с собою)

Положим, моська не найдется... Я для Аграфены Панкратьевны достану другую собаку, гораздо лучше. Мне известен один пудель... Человек служащий... То есть господин этого пуделя служащий человек, чиновник серьезный*, мой искренний друг; он на все согласится... Я ему обрею... На что ему? Он пустяками не занимается; с подчиненными такой строгий...** Оставлю только два бакенбарда, в виде полумесяцев...

______________________

* Цензор вычеркнул слова: «чиновник серьезный».
** Цензор вычеркнул слова: «с подчиненными такой строгий».

______________________

К у т и л о - З а в а л д а й с к и й (в сторону)

Вот оно, вот оно!.. Заслуженному чиновнику, может быть, отцу семейства: «оставлю только два бакенбарда»!

К н. Б а т о г - Б а т ы е в (сам с собою вполголоса)

У моей старой тетки, девицы Непрочной*, есть собачонка не больше этой; называется Утешительный... Его бы взять как-нибудь, да и принести Аграфене Панкратьевне!

______________________

* Вычеркнув слова: «У моей старой тетки, девицы Непрочной», цензор написал: «У моей тетки, старой девицы».

______________________

К у т и л о - З а в а л д а й с к и й (в сторону)

Это, выходит, он хочет обокрасть свою родную тетку?

Б е с п а р д о н н ы й (сам с собою вполголоса)

Если не найду Фантазии, я думаю, можно... Я видел одну моську: чрезвычайно похожа на Фантазию!.. Просили очень дорого; но у меня есть порядочная бритвенница, и еще есть портрет одного знаменитого незнакомца: очень похож...* Все это, все это... продам... для Лизаветы Платоновны!..

______________________

* Слова: «очень похож» — цензор вычеркнул.

______________________

М и л о в и д о в (сам с собою)

Я не стану таскаться по улицам за всякой дрянью:.. Пойду, поймаю что попадется, да и принесу старухе.

К у т и л о - З а в а л д а й с к и й (сам с собою)

Почему бы и мне не попробовать? В этом нет ничего предосудительного.

Р а з о р в а к и (отводит Миловидова особо)

Знаете что? Чем вам понапрасну искать, так лучше... (Шепчет ему на ухо.)

М и л о в и д о в

Оно бы недурно! Я даже знаю одну няньку, от которой можно достать... Только боюсь, заметят!

Р а з о р в а к и

Никто не заметит, решительно никто не заметит! Я готов присягнуть... К тому же я вас поддержу. Уж положитесь на меня.

М и л о в и д о в

Благодарю. Можно попробовать. Только поддержите!

Р а з о р в а к и

Уж положитесь на меня! (Подходят к остальным.)

В с е (поют хором на голос: «Citto, citto, piano, piano»; а потом каждый поет свою партию)

Тише, тише, осторожно
Мы отселе побредем.
Если что найти возможно,
Всеконечно мы найдем!

Р а з о р в а к и (в сторону)

Совершенно я обрею
Эти пуделю места.

К у т и л о - З а в а л д а й с к и й (тоже)

Я заранее краснею:
Будет всюду нагота!

К н. Б а т о г - Б а т ы е в (в сторону)

К тетке сбегаю нарочно*,
Буду тетку целовать;
Лишь бы только от Непрочной**
Утешительного взять!

______________________

* Цензор вычеркнул слово «нарочно» и написал «скорей».
** Цензор вычеркнул слова: «от Непрочной» — и написал: сначала «у ней», а потом — «поверней».

______________________

К у т и л о - З а в а л д а й с к и й (тоже)

Я попробую: авось-ка
Ей понравится моя?

Б е с п а р д о н н ы й (тоже)

Небо! дай, чтобы та моська
Походила на ея!

М и л о в и д о в (к Разорваки)

Опасаюсь я немного,
Чтобы с помощью огня
Не заметили подлога?

Р а з о р в а к и (Миловидову)

Положитесь на меня!

В с е (хором, уходя со сцены и постепенно удаляясь)

Тише, тише, осторожно
Мы отселе побредем.
Если что найти возможно,
Всеконечно мы найдем!
Всеконечно мы найдем!

МАЛЕНЬКИЙ АНТРАКТ

Сцена несколько времени пуста. Набегают тучи. Темнеет. Гроза. Дождь, ветер, молния и гром. Оркестр играет ту же симфонию, как и в «Севильском цирюльнике» в подобном же случае. Через сцену пробегает моська. Несколько секунд спустя пробегает незнакомый бульдог, тщательно обнюхивая ее следы. Буря утихает. Полумрак продолжается.

ЯВЛЕНИЕ VIII

Входят один за другим Разорваки, Беспардонный, князь Батог-Батыев, Миловидов, Кутило-Завалдайский. Они завернуты в плащи, с надвинутыми на глаза шляпами, и не видят друг друга.

Р а з о р в а к и (таинственно)

Здесь кто-то есть!

Б е с п а р д о н н ы й (тоже)

Кто здесь?

М и л о в и д о в (тоже)

Я!..

К н. Б а т о г - Б а т ы е в (тоже)

Они здесь!

К у т и л о - З а в а л д а й с к и й ( тоже )

Мы здесь!

Б е с п а р д о н н ы й (тоже)

С моськой?

М и л о в и д о в (тоже)

Без моськи!

К н. Б а т о г - Б а т ы е в (таинственно)

Без моськи!

Р а з о р в а к и (тоже)

Без моськи!

Б е с п а р д о н н ы й (в сторону)

Благодарю тебя, природа: они без мосек!

К у т и л о - З а в а л д а й с к и й (тоже)

Они без мосек!

М и л о в и д о в (громко)

Господа! чего секретничать?! Моськи не нашли, так уж, верно, что-нибудь другое принесли?

В с е (таинственно, поочередно)

Принес!.. Принес!.. Принес!.. Принес!..

Р а з о р в а к и (ко всем)

Покажем при Аграфене Панкратьевне.

Б е с п а р д о н н ы й

Меня беспокоит одна мысль... Вот это какая мысль!.. Как бы это выразить точнее? Мы все... без Фантазии; ну, а если Адам Карлыч... с Фантазией?

К н. Б а т о г - Б а т ы е в

Да, оно немножко страшно. Он человек бойкий; пожалуй, найдет!

К у т и л о - З а в а л д а й с к и й

Да, он человек вот какой! (Свистит.)

М и л о в и д о в

Дрянь, а все-таки страшно.

Р а з о р в а к и

Ничуть не страшно. Главное — не унывать. Чем он страшнее нас? Вы думаете, потому что он вот этак вертит, так уж и Бог знает что? Вздор, вздор! Он такой же человек, как и мы. Я его давно знаю. Могу совершенно описать его характер; слушайте! (Поет.)

Либенталь неспесив,
Аккуратен, учтив,
        Точен;
Но охотник солгать,
Да и любит болтать
        Очень!

Х о р (повторяет)

Очень!

Р а з о р в а к и

Он молчать не привык
И свой держит язык
        Слабо!
Скоро так говорит,
Как на рынке пищит!
        Баба!

Х о р (повторяет)

        Баба!

Р а з о р в а к и

Судит он, в простоте,
О своей красоте
        Гордо!
И вполне убежден,
Что пред ним Аполлон
        Морда!

Х о р (повторяет)

        Морда!

Р а з о р в а к и

Он искусен во всем,
И ему нипочем
        Полька;
А до дела дойдет,
Лишь коленки согнет,
        Только!

Х о р (повторяет)

        Только!

ЯВЛЕНИЕ IX

Те же и вся дворня, входящая с разных сторон с фонарями. Сцена освещается от огня этих фонарей

Д в о р н я (каждый спрашивает другого)

Нашел Фантазию? Нашел Хвантазию? Где Конефузия? Не нашел Фантазии! Хвантазии не видал! Конефузии нет!

Увидя женихов, вся дворня отходит на задний план сцены, где останавливается и остается там все время, освещая сцену фонарями.

Р а з о р в а к и (к остальным женихам)

Слышите, господа? Фантазии не нашли! Стало быть, мы можем надеяться,— победа за нами!

В с е   ж е н и х и

Победа! победа! Моськи не нашли!.. (Поют хором, на голос: «La trompette guerriere».)

Триумф, триумф, триумф, триумф!..
Гоп, гоп, гоп, ай, люли!..
Собаки, собаки, собаки не нашли!
Собаки, собаки, собаки не нашли!
        Не нашли!
        Не нашли!
Не нашли, не нашли, не нашли, не нашли!..
        Ай, люли!

ЯВЛЕНИЕ X

Те же и Чупурлина с Лизаветой, выбегающие из крыльца дома.

Ч у п у р л и н а

Что это? что это?! Нашли Фантазию? Где она? где она?

М и л о в и д о в

Не нашли моськи.

Ч у п у р л и н а

Ах, варвары!

Р а з о р в а к и

Кое-что принес получше моськи.

Ч у п у р л и н а

Лучше Фантазии? Варвары!

К н. Б а т о г - Б а т ы е в

Будет гораздо приятнее.

Ч у п у р л и н а

Какую-нибудь дрянь?

К н. Б а т о г - Б а т ы е в (в сторону)

Она не знает, что говорит, и легкомысленно порочит Утешительного.

Б е с п а р д о н н ы й

Право, будет почти так же хорошо.

М и л о в и д о в

Будет почище!

Ч у п у р л и н а (к Разорваки)

Покажи, батюшка, что у тебя?

Р а з о р в а к и (скидывая с себя шинель, показывает пуделя)

Вот что!

Ч у п у р л и н а

Что это, батюшка? скорее на барана похоже!.. Ну видано ли, слыхано ли, чтобы этакое могло стоить Фантазии?! Фу! Право, сказала бы неприличное слово, да в пятницу* как-то совестно!.. А как его зовут, батюшка?

______________________

* Цензор вычеркнул слово: «в пятницу».

______________________

Р а з о р в а к и

Космополит, сударыня!

Ч у п у р л и н а

Чем палит?

Р а з о р в а к и

Ничем; просто: Космополит.

Ч у п у р л и н а

А штуки делает?

Р а з о р в а к и

Делает разные штуки: хотите, сударыня, он вам вскочит на шею и стащит с вас чепчик?

Ч у п у р л и н а

Нет, не хочу... Вот выдумал что! На какую пакость вышколил своего... Как, бишь, его?

Р а з о р в а к и

Космополит, сударыня!

Ч у п у р л и н а

Своего... пуделя! (Обращается к кн. Батог-Батыеву.) Ну, а у тебя что?

К н. Б а т о г - Б а т ы е в (скидывая с себя шинель, показывает весьма маленькую собачонку)

А у меня — вот что! Известный Утешительный, принадлежащий родной моей тетушке, девице Непрочной*.

______________________

* Слова: «девице Непрочной» вычеркнуты цензором.

______________________

Ч у п у р л и н а

Постой, батюшка: дай очки одеть... Экой мелкий!.. Как зовут?

К н. Б а т о г - Б а т ы е в

Утешительный.

Ч у п у р л и н а*

А какой породы?

______________________

* Этого вопроса Чупурлиной и ответа на него кн. Батог-Батыева не оказывается в театральной рукописи.

______________________

К н. Б а т о г - Б а т ы е в

Мужеской, сударыня.

Ч у п у р л и н а

Штуки делает?

К н. Б а т о г - Б а т ы е в

Бывает-с... большею частию на креслах*.

______________________

* Слов: «Большею частию на креслах» недостает в театральной рукописи.

______________________

Ч у п у р л и н а

Немножко маловат. Вот хоть бы настолько был побольше. (Обращается к Кутиле-3авалдайскому.) Ну, а у тебя что?

К у т и л о - З а в а л д а й с к и й (скидывая с себя шинель, показывает датскую собаку с намордником)

Самая чистейшая моська!

Ч у п у р л и н а

Что это за урод?! Да как ты смел с этим приступать ко мне?! Разве бывают этакие моськи?

К у т и л о - З а в а л д а й с к и й

Сударыня, смею вас уверить, что это самая наичистейшая моська. Вам, может быть, странно, что она такая большая? Но на это я вам доложу, что между моськами бывают большие и маленькие, как между людьми... Вот, например: князь Батог-Батыев мал, а господин Миловидов и господин Разорваки велики; между тем они все трое люди; так точно и моськи!

Ч у п у р л и н а

Дичь, дичь! Ты говоришь дичь, батюшка! Князь и Миловидов совсем другое!.. А как зовут твою уродину?

К у т и л о - З а в а л д а й с к и й

Фифи, сударыня.

Ч у п у р л и н а

Штуки делает?

К у т и л о - З а в а л д а й с к и й

В пять минут съедает десять фунтов говядины, давит волков, снимает шляпы и поливает цветы*.

______________________

* Цензор вычеркнул слова: «поливает цветы».

______________________

Ч у п у р л и н а

Дичь, дичь!.. На что мне этакая собака? У меня есть садовник*. (Обращается к Миловидову.) Ну, а ты, батюшка?

______________________

* Слова: «у меня есть садовник» тоже вычеркнуты цензором.

______________________

М и л о в и д о в (скидывая с себя шинель, показывает большую игрушечную собаку, в шерсти, с механикой)

Вот мое! Смотрите только издали!

В с е

Что это?! что это?!

Ч у п у р л и н а

Что это?! Никак, игрушка?

М и л о в и д о в

Подберите фалды!.. Смотрите издали!..

Ч у п у р л и н а

Что ты, с ума сошел?

М и л о в и д о в

Говорю вам: подберите фалды!.. Он зол до чрезвычайности!

Ч у п у р л и н а

Фуй, какие гадости!* Фуй!.. Игрушка!..

______________________

* Цензор вычеркнул слово «гадости», написал: «глупости».

______________________

М и л о в и д о в

Нет, не игрушка, а моська!.. И имя не игрушечье, а собачье: называется Венер!

Ч у п у р л и н а

Ах ты, бесстыдник!* Да как у тебя язык поворотился говорить этакое!**

______________________

* Слова: «Ах ты, бесстыдник» вычеркнуты цензором.
** Вместо слова «этакое» цензор написал: «этакой вздор».

______________________

М и л о в и д о в

Что?! Небось на попятный двор! Как получила моську, так Лизаветы жаль стало?! Нет, брат, атанде! Вот тебе Фантазия, давай Лизавету! (Потихоньку к Разорваки.) Да ну же, поддерживайте!

Р а з о р в а к и (громко)

Игрушка! просто игрушка!

В с е (кроме Миловидова)

Просто игрушка!.. Какая Фантазия!.. Какая Фантазия!.. Просто игрушка!

М и л о в и д о в

Ну, положим, игрушка. Эка беда?.. Разве я какой взяточник, чтоб на живых собак деньги тратить? (Отводит Разорваки в сторону.) А ведь это подло: вы же присоветовали!

Ч у п у р л и н а

Прочь, прочь!.. (К Беспардонному.) Ну, батюшка, вы что?

Беспардонный молча из-под шинели показывает ей моську.

Ч у п у р л и н а

Ах, Боже мой!.. Да это уже не она ли?! Она!.. Она!.. Фантазия!

Б е с п а р д о н н ы й

Нет, не она... но... (С чувством подавая ей моську.) Аграфена Панкратьевна!..

Ч у п у р л и н а

Не она?! Врешь!.. Да как же она похожа на нее!., две капли воды моя Фантазия!.. Благодетель мой, ты согласен мне отдать ее?

Б е с п а р д о н н ы й (дрожа)

С у... с у... с удовольствием! (Отдает ей моську.)

Ч у п у р л и н а

Родной ты мой!.. (Целует моську и плачет.) Так вот же, возьми: вот тебе Лизанька моя!

Б е с п а р д о н н ы й (задыхаясь от радости)

Что... что... что... что я слышу?

Ч у п у р л и н а

Ты верно, дружок, на ухо туг? (Кричит ему в ухо.) Говорю: ты подарил мне собаку, а я дарю тебе Лизаньку, с приданым!

Б е с п а р д о н н ы й

Аграфена... Лизавета... Агра... Агравета!.. Лизафена!

Л и з а в е т а   П л а т о н о в н а

Маменька!.. вы шутите?

Ч у п у р л и н а

Я шучу?., с чего ты это взяла?! Что ты, ослепла, что ли?! Али в рассудке помешалась?! Ты видишь это или нет? (Показывает ей моську.) Взявши собаку, мой первый и священный долг*— отдать тебя.

______________________

* Цензор вычеркнул слово «священный».

______________________

Л и з а в е т а   П л а т о н о в н а

Маменька, это безрассудно!..

Ч у п у р л и н а

Ты еще ругаешься?!

Л и з а в е т а   П л а т о н о в н а (становясь перед нею на колени)

Маменька!..

Б е с п а р д о н н ы й (подходит к Лизавете Платоновне и тоже становится возле нее на колени)

Лизавета Платоновна!..

Ч у п у р л и н а (к Лизавете Платоновне)

Оставь меня! (Указывает ей на Беспардонного.) Слушай, что он тебе говорит.

Л и з а в е т а   П л а т о н о в н а   Б е с п а р д о н н ы й (говорят друг другу одновременно, стоя на коленях)

Послушайте!., все зависит от вас; откажитесь от меня!.. Вы человек благородный!.. Я вас знаю!.. Откажитесь от меня!.. Умоляю, заклинаю вас!

                       

Послушайте!.., все зависит от вас; не отказывайтесь от меня!.. Вы добры, как ангел!.. Я вас знаю!.. Не отказывайтесь от меня!.. Умоляю, заклинаю вас!

Ч у п у р л и н а

Ну, перестань, Лизанька! Ты и меня растрогала... Я сама плачу!

Становится сзади их на колени и плачет. Все прочие тоже преклоняют колени и вынимают носовые платки.

Ч у п у р л и н а (благословляя Лизаньку и Беспардонного)

Будьте счастливы... благословляю вас!.. (Обращается к моське.) Мосинька моя!.. Мосинька!

ЯВЛЕНИЕ XI

Те же и Л и б е н т а л ь.

Л и б е н т а л ь (за сценой кричит, приближаясь)

Нашел! Нашел! Нашел!

Все, оставаясь на коленях, перестают плакать и слушают внимательно.

Л и б е н т а л ь (вбегает, держа моську обеими руками)

Нашел!.. Нашел!.. (Падает, споткнувшись; встает, плюет на то место, где упал, и затем выбегает на авансцену, показывая всем моську.) Нашел!.. Нашел!

Общее изумление. Разорваки, Миловидов, князь Батог-Батыев и Кутило-Завалдайский встают и подходят к Либенталю с любопытством.

Л и б е н т а л ь

Аграфена Панкратьевна... моська!.. Лизавета Платоновна... моська!

Ч у п у р л и н а

Ах! (Бросает моську Беспардонного и падает в обморок.)

Л и з а в е т а   П л а т о н о в н а

Ах! (Падает в обморок возле Чупурлиной, но в другую сторону.)

Беспардонный, испуганный, неподвижный, остается на коленях. Либенталь кладет Фантазию в объятия Чупурлиной, а сам бросается к Лизавете Платоновне, дабы привести ее в чувство.

Р а з о р в а к и (к остальным)

Старуху-то и бросили совсем.

К у т и л о - З а в а л д а й с к и й (показывая на людей, стоящих с фонарями)

Они все заняты... Человеколюбие требует, чтоб мы оказали ей помощь.

Разорваки, Миловидов, кн. Батог-Батыев и Кутило-Завалдайский подходят к фонтану, черпают воду в шляпы и фуражки и выливают ее на Чупурлину.

Ч у п у р л и н а (приподымаясь, но еще не вставая на ноги)

Кто это?.. Зачем я здесь?.. Отчего я мокра?! Что со мною хотели сделать?* (Увидя моську в своих руках.) Собачка моя! моська моя!.. Это не обман?

______________________

* Цензор вычеркнул слова: «Что со мною хотели сделать?»

______________________

Л и б е н т а л ь

Нет, это Фантазия.

Ч у п у р л и н а

Кто же принес?

Л и б е н т а л ь

Это я, маменька!

Ч у п у р л и н а (вставая)

Ты прав, Адам! Я твоя мать... а ты мой отец и благодетель! (Показывает на Лизавету.) Вот твоя жена!.. Дай Бог, чтоб у вас были сыновья и дочери. Вставай, Лизанька; да ну же, вставай!., Господа, помочите и ее! Что она так долго кобенится!*

______________________

* Цензор вычеркнул слово «кобенится» и вместо него написал «церемонится».

______________________

К у т и л о - З а в а л д а й с к и й (в сторону)

Я говорил, что эта старуха не по летам жестокого характера!

Миловидов, Разорваки, кн. Батог-Батыев и Кутило-Завалдайский черпают опять из фонтана воду и подходят с нею к Лизавете, чтобы вылить на нее.

Л и б е н т а л ь

Не надо!., не надо!.. Она опомнилась! она очнулась! (Лизавета Платоновна встает; Либенталь ее поддерживает.)

Миловидов, кн. Батог-Батыев, Разорваки и Кутило-Завалдайский выливают из своих шляп и фуражек воду на Беспардонного, который все это время стоял на коленях. Беспардонный вскакивает.

Ч у п у р л и н а (Беспардонному)

Ну, батюшка! твоя собачка только похожа на мою; а эта моя, настоящая Фантазия! Прощай! Ты более не нужен ни мне, ни Лизе! Пошел вон! (Обращается к Лизе и Либенталю.) А вас, милые дети, я благословляю. Будьте счастливы и благополучны; размножайтесь и любите как себя взаимно, так и своих будущих многочисленных детей,— точно так же, как я люблю свою Фантазию. (Целует моську.) Теперь пойдем домой. (Уходит с Либенталем и Лизой.)

Разорваки, Миловидов, Беспардонный, кн. Батог-Батыев и Кутило-Завалдайский следуют за ними, гуськом.

Ч у п у р л и н а (оборачивается)

А вам что нужно?

Р а з о р в а к и (ей)

Не кричите!

Ч у п у р л и н а

Стыдись, старик.

М и л о в и д о в

Старуха, не школьничай!

К у т и л о - З а в а л д а й с к и й

Поправьте чепец!..

К н. Б а т о г - Б а т ы е в

Не получишь более* мыла от меня ни вот столько!**

______________________

* Здесь цензор прибавил слова: «в подарок».
** А тут цензор вычеркнул слова; «ни вот столько».

______________________

Б е с п а р д о н н ы й

Бог с вами!

Ч у п у р л и н а (обращаясь к прислуге, стоящей с фонарями)

Эй! пошлите за полицией!.. Жандармов приведите сюда, побольше и посильнее!*

______________________

* Слова: «Жандармов приведите сюда, побольше и посильнее» — цензор вычеркнул.

______________________

Прислуга поспешно уходит.

Р а з о р в а к и

Мы сами не намерены здесь оставаться.

М и л о в и д о в

Я только не хочу рук марать.

К н. Б а т о г - Б а т ы е в

И старое-то мыло назад отыму!

К у т и л о - З а в а л д а й с к и й

Прикройте шею!

Б е с п а р д о н н ы й

Бог с вами, вы изменили мне!

Р а з о р в а к и (прочим женихам)

Провожая эту старуху, споемте ей, господа, куплеты, подобные тем, которыми давеча ее встречали, да только в обратном смысле.

В с е (кроме Беспардонного, поют хором, на тот же голос, как вначале. Разорваки начинает.)

Аграфена!
Нам измена
Не страшна; (bis)
Хоть и пред тобою
Не черней душою
        Сатана!
        Сатана!

Р а з о р в а к и

Мы вас знаем!

К у т и л о - З а в а л д а й с к и й

Обижаем!

К н. Б а т о г - Б а т ы е в

Презираем!

М и л о в и д о в

И пугаем!

К у т и л о - З а в а л д а й с к и й

И ругаем!

В с е (кроме Беспардонного, хором)

Каждый, час!
Каждый час!

Р а з о р в а к и

Вы на нас кричите
И всех нас браните;

В с е (кроме Беспардонного, хором)

А мы вас!
А мы вас!

При последних словах Чупурлина, Лиза и Либенталь входят в дом; а Разорваки, Миловидов, Кутило-Завалдайский и кн. Батог-Батыев оканчивают куплет без них, плюют вслед Чупурлиной и сами уходят, как и Беспардонный, в противоположную сторону, но Кутило-Завалдайский остается, осторожно отойдя на задний план.

ЯВЛЕНИЕ XII

К у т и л о - З а в а л д а й с к и й (осматривается и, видя, что никого уже нет на сцене, подходит к рампе и обращается в оркестр)

Господин контр-бас!.. Пст!., пст!.. Господин контр-бас! одолжите афишку! (Принимает афишку, поданную ему из оркестра.) Весьма любопытно видеть: кто автор этой пьесы? (Смотрит в афишку.) Нет!., имени не выставлено!.. Это значит осторожность! Это значит совесть не чиста... А должен быть человек самый безнравственный!.. Я, право, не понимаю даже, как дирекция могла допустить такую пьесу?* Это очевидная пасквиль!..** Я, по крайней мере, тем доволен, что, с своей стороны, не позволил себе никакой неприличности, несмотря на все старания автора! Уж чего мне суфлер ни подсказывал?.. То есть, если б я хоть раз повторил громко, что он мне говорил, все бы из театра вышли вон! Но я, назло ему, говорил все противное. Он мне шепчет одно, а я говорю другое. И прочие актеры тоже совсем другое говорили; от этого и пьеса вышла немного лучше. А то нельзя было б играть! Такой, право, нехороший сюжет!.. Уж будто нельзя было выбрать другого?*** Например: что вот там один молодой человек любит одну девицу... их родители соглашаются на брак; и в то время, как молодые идут по коридору, из чулана выходит тень прабабушки и мимоходом их благословляет! Или вот что намедни случилось, после венгерской войны:**** что один офицер, будучи обручен с одною девицей, отправился с отрядом одного очень хорошего генерала и был ранен пулею в нос; потом пуля заросла; и, когда кончилась война, он возвратился в Вышний Волочок***** и обвенчался со своей невестой... Только уже ночью, когда они остались вдвоем, он, по известному обычаю, хотел подойти к ручке жены своей... неожиданно чихнул... пуля вылетела у него из носу и убила жену наповал!.. Вот это называется сюжет!.. Оно и нравственно и назидательно; и есть драматический эффект! (Занавес начинает опускаться.)

Или там еще: что один золотопромышленник, будучи чрезвычайно строптивого характера... (Занавес опустился; Кутило-Завалдайский, не замечая, остался впереди.)... поехал в Новый год с поздравленьем вместо того, чтобы к одному, к другому...

Оркестр прерывает слова Кутилы-Завалдайского. Он конфузится, заметив, что занавес опущен; раскланивается с публикою и уходит.

______________________

* Цензор вычеркнул слова: «как дирекция могла допустить» и написал: «как можно было выбрать».
** Слова: «Это очевидная пасквиль» — вычеркнуты цензором.
*** Вместо слов; «выбрать другого» — цензор написал «придумать что-либо получше».
**** Слова: «после венгерской войны» — цензор вычеркнул.
***** Название города; «Вышний Волочок» — вычеркнуто цензором.


Впервые опубликовано: Полном собрании сочинений Козьмы Пруткова. 1884.

Козьма Петрович Прутков — коллективный псевдоним, под которым в выступали в 50—60-е годы XIX века поэт Алексей Константинович Толстой (1817 — 1875), братья Алексей (1821 — 1908), Владимир (1830 — 1884) и Александр (1826 — 1896) Жемчужниковы.


На главную

Произведения Козьмы Пруткова

Монастыри и храмы Северо-запада