Н.Ф. Федоров
Что крылось под Пушкинским юбилеем?

Вернуться в библиотеку

На главную


Под именем Пушкина прославлялись все отживающие принципы, начала, низменные идеалы и прежде всего 1. "Свобода", которая, по определению одного крайнего либерала, значит думать как хочешь*, жить по своему вкусу, не вредя только другим; т.е. под свободою разумеется отрицание всего общепризнанного, истины, блага, обречение человеческого рода на бессилие, благодаря разъединению; 2. Терпимость к мормонам, скопцам, самосожигателям, к притязаниям на непогрешимость вместо Печалования о жертвах розни и гнета; 3. Альтруизм, требующий увековечения Тирании и Господства слепой силы на место того, чтобы жить не для себя и не для других, а со всеми и для всех; 4. Замена величия дела величием Мысли, т.е. мнимого вместо действительного; 5. Прославление гражданской скорби о бедных, под коею кроется ненависть к богатым; предпочтение гражданственности, узаконяющей вражду, пред родственностью, значение коей им и неизвестно (громя милитаризм, не подозревают, что гражданственность - тот же милитаризм, только гораздо более злой); 6. Человек, общечеловек, всечеловек, гуманный человек, т.е. человечный человек, - заезженное слово, ничего определенного в себе не заключающее, заменившее живое слово: сын человеческий; 7. Идеалы [не дописано.]

______________________

* Право думать, как хочешь, - это великое право, оставаясь дураком, невеждою, быть равным с умными и знающими; но либералам <и> этого мало, они, не замечая, что глупость есть сила, <как сказал Герцен,> хотят дать глупости власть <(в парламентах);". Признание личной свободы идеалом, не значит <ли> это отрицание всякого идеала?!

______________________

* * *

О Пушкине, как первом иностранце, пишущем о России. Предшественники Пушкина также иностранцы, описывавшие под русскими именами иностранцев. От Пушкина идут изучавшие Россию Даль, Киреевские... В Пушкине прототипы всех типов Русской литературы, как это признают в настоящее время, видя в Станционном Смотрителе - отца всех униженных и оскорбленных.

Туран, Иран и Пушкин или Белинский и Добролюбов?!.. Асхабад у Паропомиза, ставящий памятник Пушкину, и Мерв, называющий свою единственную улицу именем Белинского или Добролюбова. Какое несоответствие - Зороастр и Пушкин или Белинский.

Афросиаб, Тимур, <им> можно еще противопоставить Скобелева и Черняева...

Искандер - Ду-Шах (двурогий).

Новая, секулярная Русь не может понять величия Ирана и Турана.

Ашхабад, осень 1899 г.


Фёдоров Николай Фёдорович (1829 - 1903) русский религиозный мыслитель и философ-футуролог, деятель библиотековедения, педагог-новатор. Один из основоположников русского космизма.


Вернуться в библиотеку

На главную