| ||
Формально статья обращена к А.Ф. Воейкову, автору «Разбора поэмы "Руслан и Людмила"» Вы разбирали одно из лучших произведений литературы сего года; позвольте вас попросить объяснить некоторые места, о которых вы ничего не говорите. Я уверен, что вы возьмете на себя труд отвечать на мои вопросы. Начнем с первой песни. Commengons par le commencement [Начнем сначала (фр.)]. Зачем Финн дожидался Руслана? Зачем он рассказывает Руслану свою историю, и как может Руслан в таком несчастном положении с жадностию внимать рассказы (или, по-русски, рассказам) старца? Зачем Руслан присвистывает, отправляясь в путь; показывает ли это огорченного человека? Зачем Фарлаф с своею трусостью поехал искать Людмилы? Иные скажут: затем, чтобы упасть в грязный ров — et puis on en rit et cela fait toujours plaisir [что является смешным, и это всегда приятно (фр.)]. Справедливо ли сравнение (стр. 43), которое вы так хвалите? Случалось ли вам это видеть? Зачем маленький карло с большою бородою (что, между прочим, совсем не забавно) приходил к Людмиле? Как Людмиле пришла в голову странная мысль схватить с колдуна шапку (впрочем, в испуге чего не наделаешь?), и как колдун позволил ей это сделать? Каким образом Руслан бросил Рогдая, как ребенка, в воду, когда Они схватились на конях;
Не знаю, как Орловский нарисовал бы это. Зачем Руслан говорит, увидевши поле битвы (которое совершенный hors d'oeuvre [вставка (фр.)]), зачем говорит он: О поле, поле! кто тебя
Так ли говорили русские богатыри? и похож ли Руслан, говорящий о траве забвенья и вечной темноте времен, на Руслана, который чрез минуту после восклицает с важностью сердитой: — "Молчи, пустая голова
Зачем Черномор, доставши чудесный меч, положил его на поле, под головою брата; не лучше ли бы было взять его домой? — Зачем будить 12 спящих дев и поселять их в какую-то степь, куда, не знаю как, заехал Ратмир? Долго ли он пробыл там? Куда поехал? Зачем сделался рыбаком? Кто такая его новая подруга? Вероятно ли, что Руслан победил Черномора и, пришед в отчаяние, не находя Людмилы, махал до тех пор мечом, что сшиб шапку с лежащей на земле супруги? Зачем карло не вылез из котомки убитого Руслана? Что предвещает сон Руслана? Зачем это множество точек после стихов: Шатры белеют на холмах?
Зачем, разбирая "Руслана и Людмилу", говорить об "Илиаде" и "Энеиде"? Что есть общего между ними? Как писать (и, кажется, серьезно), что речи Владимира, Руслана, Финна и проч. нейдут в сравнение с Гомеровыми? Вот вещи, которых я не понимаю и которых многие другие также не понимают. Если вы нам объясните их, то мы скажем: "Cujusvis hominis est errare: nullius, nisi insipientis in errore perseverare" (Philippic. XII. 2) ["Каждому человеку свойственно заблуждаться, упорствовать в заблуждениях свойственно только глупцу" (Филиппики. XII. 2) (лат.)]. Впервые опубликовано: Сын отечества. 1820. Ч. 64. № 38.
Дмитрий Петрович Зыков (1797/1798-1827). Критик. Являлся литературным последователем своего сослуживца П.А. Катенина. Статья о "Руслане и Людмиле" — единственно известное печатное выступление Зыкова. | ||
|