| ||
Природа — и сотворительница, и насмешница. И вот случается, что в припадке насмешки она устроит человека, нарочно наделив его всевозможными способностями, но отнимет у него дар уменья распоряжаться этими способностями. И тогда получается картина, составленная из великолепий и нелепостей. Таков Амфитеатров... Человек огромный, шумный, производительный, с большим животом, с большою головою, сын или внук протодиакона или архиерея — и революционер, когда-то сосланный, теперь убежавший в Париж — все черт знает для чего — обширно начитанный и образованный, но который пишет, точно бревна катает, вечно предпринимающий, вечно разрушающий, ничего не создающий, кроме заработка бумажным фабрикам... По-видимому, не злой, — он вечно ругается или кого-то громит... За что — он и сам не знает... Все равно, — "гром есть"... Способный прожить три жизни и десять состояний, без сомнения никогда не обедающий в одиночку, вечером, несомненно, едущий в театр, если не занят статьею, "которая на завтра поразит весь свет"... Приятно всегда смотреть на его самоупоение... В "наше безнадежное время" Амфитеатров шумит, пыхтит, как паровоз или даже два вместе сцепленных паровоза, с контрпаром в обоих... Свистит двумя свистками. И не замечает, до чего всем скучно. И до чего всех не развлекает и он, Амфитеатров... * * * Издал он книжку каких-то газетных вырезок. И сам понимает, что это просто — вырезки, никому ненужные... Без всякой собственной мысли в целой книге, т.е. без мысли, которая распространялась бы на целую книгу, оправдывала ее заглавие или появление. Что он понимает, это видно из названия одной статьи: "Газетное". Книжку собственно следовало бы озаглавить: "Вверх ногами или вниз ногами. Как хотите". Но нет: дав таланты, природа посмеялась над Амфитеатровым, отняв у него вкус... "Как же назвать?" — подумал он о ворохе никому ненужных своих газетных вырезок. Задумался серьезно, — как всегда Амфитеатров. Мелькнуло священное воспоминание о Пушкине. Его Евгений Онегин — тоже странствующий вечно, как и Амфитеатров, тоже либерал, как и Амфитеатров, тоже с "охлажденным сердцем", как Амфитеатров... При этой мысли Амфитеатров вздохнул: "Россия не поняла тогда Пушкина, и теперь меня. Россия вечно ничего не понимает. Россия дура. От ее глупости я бежал в Париж. И Пушкину нужно было бежать. Пушкин единственно не умен в том, что он не бежал... не поступил, как я". И наклонясь над письменным столом, он надписал над пуком своих статей с заглавиями: "После праздника"... "При особом мнении"... "О Боборыкине, Чаеве, Дьяченко, Лихачеве"... "Шлиссельбуржцы"... "Айсидора Дункан"... "Николадзе"... "Ерьзя"... "Газетное"... "Морская болезнь"... "Притча о 29 февраля"... — где уже из каждого заглавия торчат два выпученных глаза Амфитеатрова и его огромные кулаки, — надписал, задумчиво объединив их всех заглавием, заимствованным из Парижа: Заветы сердца. Так озаглавлена книга... с "Ерьзею" и "Боборыкиным". Взявшись за бока, мы смеемся до колик. "Пришло же на ум человеку!.." Огромный, чудовищный, талантливый... под которым ломится кровать, когда он на ней спит, и расползается диван, на который он садится, взял в "эпиграф" себе самую задумчивую, самую тихую строку из вечно милого Пушкина. Безвкусица! Чудовищная! Совсем другое идет к Амфитеатрову: Обрыскал свет, —
Вот эти слова Фамусова идут к его жизненной, подвижной, вечно предпринимающей что-нибудь фигуре. Даже бессмыслица должна быть выдержана "в своем стиле": и пук вырезок из газет, без центральной во всех мысли, совершенно никому не понятный и не нужный, так и можно было бы, "для увенчания здания" озаглавить этим обращением к читателю из Грибоедова: Обрыскав свет, не хочешь ли жениться?
Что окончательно глупо, потому что окончательно ни с чем не сообразовано. * * * Ну, Бог с ним... Не писал бы этих строк, не встреть у него куплетов против себя. Гиппиус написала когда-то стихи: Вы ночному часу не верьте... Амфитеатров, в сущности живущий тем, что он вечно что-нибудь "усваивает", запомнил мотив и сочинил, при чтении какой-то моей статьи, следующую "поэзию": Вы Василию Васильевичу не верьте,
И т.д. Это внушило мне тоже "подражание", Вы Александра Валентиныча не пугайтесь.
Если это очень плохо, то виноват и тут Амфитеатров, толкнувший меня безвкусною книгою на всякую безвкусицу. Впервые опубликовано: Новое время. 1910. 13 мая. № 12272.
Василий Васильевич Розанов (1856-1919) — русский религиозный философ, литературный критик и публицист, один из самых противоречивых русских философов XX века. | ||
|