В.В. Розанов
Доброе слово в защиту крестьянки

На главную

Произведения В.В. Розанова


Недавно исполнившееся 50-летие службы церкви и государству высокопреосвященного Гурия, архиепископа новгородского, дает повод вспомнить и во всеуслышание сказать о том, чем он заслужил благодарность не в одной той сфере, которой непосредственно служит, но и благодарность от русского простого народа, притом в наиболее его угнетенной части. Первый из иерархов, голосом столь же нравственным, как и авторитетным, он указал случаи беспримерного по жестокости обращения мужей в крестьянстве со своими женами и обратил внимание сельского духовенства на то, что в сферу его забот и обязанностей должна входить защита, церковными мерами, истязуемых женщин. В бытность его архиепископом самарским, ему был представлен 21 января 1902 г. на заключение "журнал" местной консистории о предании церковному покаянию покусившейся на самоубийство крестьянки пригорода М. Ч-ной. Такие дела всегда текли нормально. Вина была; закон определен издревле, еще до основания Руси (каноническое право), и консистория только подводила вину под закон, а определение наказания преосвященный "подписывал": и никто не вникал в вопрос с внутренней, нравственной его стороны. И архиепископу Гурию предлежало "подписать бумагу", как десяткам иерархам в той же епархии до него и как сотням иерархов в других епархиях одновременно с ним. Но он не сделал этого, и со скорбью, как истинно христианской, так и истинно человеческой, подписал: "Ч-на, невинная перед Богом и Церковью в покушении на самоубийство из-за жестокого обращения с нею мужа, заслуживает, как и другие подобные ей, сострадания: наказывать нужно не их, а их мужей-варваров, которые по воображаемому ими какому-то праву бьют и терзают своих жен, часто ни за что, ни про что, а просто по сумасбродству, особенно в нетрезвом состоянии. И чего-чего не терпят от таких негодяев мужей их жены, в большинстве случаев, по общему отзыву, добрые женщины, нравственные, богобоязненные. Так, например, священник Филимонов в своем отчете о состоянии прихода села Пролейки Самарского уезда пишет: "Один молодой муж побил свою жену жестоко, причем зверски искусал грудь ее, которая кормила грудного ребенка". "На страстной седмице, в понедельник, — пишет тот же священник, — молодой парень верхом на лошади гонял свою жену по улицам села и бил ее нагайкой, на ночь же бросил ее на дворе, а сам лег спать в избе на печи. В августе, — пишет тот же священник Филимонов, — во время работы другой муж избил свою жену так сильно, что она вся в крови явилась к этому священнику просить защиты". При таких и подобных ужасных биениях и терзаниях жен мужьями, повторяющихся нередко изо дня в день, без малейших послаблений, естественно, оне доводятся всем этим до отчаяния, до потери всякой надежды на лучшее будущее в жизни, и им, при слабой их вере в загробную жизнь и при неясном сознании суда Божия, на который оне должны предстать по смерти, и особенно по злодемонскому на тот раз влиянию, не представляется иного исхода из настоящего адского их состояния, как насильственная смерть, причем нельзя отвергать и психической ненормальности, которой оне подвергаются от причиняемых их мужьями нервных страданий. Нам, пастырям церкви, особенно нужно внимательно следить за семейными отношениями мужей и жен, чтоб они были истинно добрыми, христианскими, а не варварскими, бесчеловечными. Бесчеловечные отношения мужей к женам развращают нравы детей с раннего их возраста: глядя на отца своего зверя, как он тиранит свою жену, у них возбуждается такой же дух жестокости, пожалуй, с теми же способами действий, какие усмотрены им, когда отец бил, тиранил мать... Ч-на пусть молится Богу утром и вечером, полагая поклоны до земли, по силе возможности, с молитвою мытаря, дотоле, пока она не почувствует успокоения совести... Тогда удостоить ее Св. Причастии по исповедании грехов в таинстве покаяния, причем пусть даст обещание Богу, ради вечного спасения, великодушно переносить оскорбления и дерзкие нападки мужа, если таковые будут повторяться в будущем. А мужа ее, после должного пастырского внушения, подвергнуть отлучению от Св. Причастия, если он не испросит у своей жены прощения в причинении ей побоев, которые довели ее до отчаяния" (перепечатано из "Самарских епархиальных ведомостей" в "Богословском Вестнике", апрель 1902 г.).

Такова резолюция. Думать по поводу ее можно бесконечно долго, и можно же вывести из нее длинный ряд заключений. Ее не бесполезно перечесть светским законодателям, особенно имеющим вскоре окончательно редактировать статьи нового уложения по семейному праву.


Впервые опубликовано: Новое время. 1903. 26 нояб. №9961.

Василий Васильевич Розанов (1856-1919) — русский религиозный философ, литературный критик и публицист, один из самых противоречивых русских философов XX века.



На главную

Произведения В.В. Розанова

Монастыри и храмы Северо-запада