В.В. Розанов
Эпидемии прежде и теперь

На главную

Произведения В.В. Розанова


Известно, что англичане не устраивают карантинов и лечат холерного или зачумленного, а не борются с холерою или чумою как с каким-то сплошным врагом, идущим на страну. Страха к эпидемиям там меньше, чем где-нибудь, и жертв эпидемии там тоже меньше, чем где-нибудь. Жизнь народная, столь быстрая и энергичная, как в этой стране с самым густым населением в мире, не задерживается ни на минуту, не приостанавливается ни в одном пункте, она циркулирует совершенно правильно, как уже наладилась века и как это вызывается безостановочными нуждами и потребностями торговли и промышленности и всех частных людей. И там не случалось ничего подобного холерным ужасам в России. Так называемая «эпидемия» разрешалась в несколько частных случаев, и едва ли существо «эпидемии» и грозный ее ход не следует приписать именно беспокойству населения, которое парализует самые необходимые и совершенно достаточные меры против болезни. Когда несколько лет назад холера была в Петербурге, на нее никто не обращал усиленного внимания; пили воду с лимоном, вовсе не пили сырой воды, но никто особенно не беспокоился, и болезнь исчезла с тем спокойствием, как проходит брюшной тиф или скарлатина. Между тем, в то же время по Волге, в Нижнем Новгороде, в некоторых южных городах была паника и множество людей погибло уже не от паники, а от холеры, но в строжайшей связи с паникой. Эпидемия хватает того, кто ее боится, и обходит того, кто никакого испуга к ней не чувствует. При полном спокойствии населения можно отличить случаи подлинного заболевания от заболеваний с испугу, с мнительности; этих подлинных больных окажется немного. Доктора не растеряются, не свалятся с ног от усталости и спокойно займутся заболевшими и потерпят неуспех только в редких случаях тяжелого заболевания, как приходится уступать и тяжелым формам скарлатины или тифа.

Верное всегда, это особенно верно теперь, когда работы гениального Пастера и его школы дали науке проникнут в самое существо прежде необъяснимых эпидемических болезней, а найдя их существо — найти им и противоядие в знаменитых «прививках». Эпидемия есть в точности органический яд, попадающий в человека, как яд несвежей рыбы или колбасы и действующий так же быстро, как он. Но от нее осторожностью можно так же уберечься, как и от яда несвежих продуктов. Прививки и гигиена, эта почти новая отрасль медицины, которой 50 лет назад не существовало иначе, как в намеках, можно сказать, навсегда сломили эпидемию, остановив ее на степени простых и частных случаев редкого (по форме болезни) заболевания. Продолжайте брать рыбу из гнилого воза, и отравится ею вся деревня или улица; продолжайте в холеру пить сырую воду и спать на земле, и получите картину петербургской холеры в николаевские времена. Но не для чего это делать, или точнее, мы теперь хорошо знаем, что делать: рыбу гнилую надо закопать в землю или сжечь, и сырой воды или холодной пищи не употреблять.

Распространение кратких, ясных и твердых сведений об эпидемии и о гигиенических предосторожностях во время ее есть важнейшая сторона административных забот, когда эпидемия бывает поблизости. К великому сожалению, как нам приходилось убеждаться во внутренней России, эти наставления и объяснения пишутся — от думы или от врачей и расклеиваются по заборам, будучи составлены со множеством научных терминов вроде «дезинфекция» и таким запутанным, тяжелым слогом, что не только малограмотный, но очень часто и образованный человек ничего в «объяснении» не поймет. Вспомнишь, — и это очень кстати, — язык Пушкина и его сказок и повестей, и вовсе не в шутку мы говорим, а серьезнейшим образом, что составление таких разъяснений или, по крайней мере, перевод их с «ученого» языка на обыкновенный русский следовало бы вверять первым мастерам языка и литературы своего времени. «Разъяснение» должно быть написано так, как «опрощенные» рассказы и рассуждения Л.Н. Толстого. Предложение не должно быть в нем длиннее одной или полутора строк. Мы это повторяем потому, что хорошее сведение вовремя есть лучшее лечение в эпидемию.


Впервые опубликовано: Новое время. 1902. 21 июля. № 9474.

Василий Васильевич Розанов (1856-1919) — русский религиозный философ, литературный критик и публицист, один из самых противоречивых русских философов XX века.



На главную

Произведения В.В. Розанова

Монастыри и храмы Северо-запада