В.В. Розанов
Городское профессиональное образование

На главную

Произведения В.В. Розанова



Практические нужды населения в связи с общим экономическим состоянием страны сильно толкнулись в двери школы. Даже в женских институтах, дотоле полагавших изолированность от жизни почти задачею своею существования, с девяностых годов начало вводиться преподавание полезных прикладных искусств. Так, в здешнем Ксениинском институте обучение воспитанниц всякого рода полезным мастерствам поставлено на самую высокую ногу. Но нужно и объяснить, что если практическое ремесло толкнулось даже в женский институт, то, значит, и личная и общественная потребность в ремесле чрезвычайно значительна. Образование наше решительно перестраивается с теоретических, отвлеченных начал на практические, утилитарные.

«Широкое развитие должно быть дано среднему техническому и профессиональному образованию, рассчитанному на удовлетворение практических потребностей жизни», — так определена эта задача в Высочайше преподанных министру народного просвещения указаниях. Под «потребностями жизни» здесь нельзя не разуметь в особенности местные потребности. И таким образом, техническое и особенно профессиональное образование теснее, чем всякое другое, должно быть слито с жизнью и с особенностями каждой местности. Технику еще можно разбить на 5, 7, 10 отраслей и, создав для них типы училищ, насаждать последние, где придется, сообразуя их лишь более или менее с характерными особенностями, с историею и промыслом города, уезда и губернии. Но профессиональные школы почти вовсе ускользают от возможности «предначертать» их из Петербурга для всей России, а между тем эти-то школы особенно и нужны и важны. Здесь, для плодотворного и успешного Высочайше сделанного указания, министерству народного просвещения придется стать в положение более покровителя, нежели регулятора, более способствовать начинаниям и усилиям городов, уездов, местечек, нежели предлагать им уже готовые схемы училищ. Во всяком случае «схема» учебного заведения, идущая из Петербурга, должна в деле профессионального образования непременно перерабатываться и приспособляться на месте, дабы ученики учились тому, что им нужно, что нужно местечку, городку или уезду. Вне этого «профессиональное образование» будет таковым только по вывеске и никакой существенной пользы России не принесет.

Земство, как и городское устройство, находятся в настоящее время в периоде обновления, надежд, — и надежд в сторону призыва к участию в них более образованных классов. Задачи профессионального образования, так сказать, подсказывают необходимость призыва более просвещенных частей населения к городскому «самоуправлению». Тип училища, даже профессионального, как и его организация, во всяком случае предполагает полное знакомство с техникою постановки училищ, так сказать, с «азбукою и грамматикою» педагогического искусства и науки. Все это доступно человеку, только прошедшему все фазы учения от низших до высших. Таковые люди, живущие в данном городе или уезде, живущие в них постоянно или долго, и должны быть непременно введены в кадры личного состава «избирателей и избираемых», хотя бы они и не владели недвижимою собственностью. Городской врач, учитель гимназии, уездный член суда суть крайне полезные местные силы, хотя бы они жили на квартире, а не в собственном доме, и не воспользоваться их советом для города значило бы ничего не выиграть и кое-что проиграть. В высшей степени желательно, чтобы образованные люди каждого города жили сплоченною, дружною умственною жизнью, приходя в общение между собой не в одной теоретической почве, не только на воспоминаниях об университете и профессорах, но вот именно на «помощи нуждающемуся населению», на помощи ему не деньгами, а светом знания. Раз «самоуправление» наше перейдет от единственного до сих пор критериума «гласности» — толстой сумы и другому параллельному критериуму — образованию, вполне возможно будет то, что мы сказали о постановке профессионального образования, а отчасти и технического. Программы, размеры и отчасти организация профессиональных училищ должны вырабатываться на месте, в провинции, или вырабатываться Петербургом совместно с провинциею, и ни в каком случае не должны навязываться провинции в готовом виде. Но, конечно, органом такой связи уезда или города с министерством может быть только городская дума или уездное и губернское земство. Отныне это последнее в сфере образования должно перейти от пассивного ассигнования «пособий училищу» к участию в организации его и в последующих приспособительных переменах.

Заметим, что было бы крайне опасно «профессиональному образованию» сосредоточиться и ограничиться мастерствами более или менее «экзотическими», «привозными». «Профессиональная» школа должна именно «удовлетворять практическим потребностям» жизни, т.е. потребностям большим, громоздким, неизбежным, постоянным, даже грубым. Кто живал в провинции, тот знает, что, напр., в них вовсе не умеют делать печей: и самые печи, и особенно трубы устраиваются так, что оне требуют много топлива, а тепла дают мало. Это — один пример, и подобных найдется множество. Элементарные стороны жилища, питания, одежды, элементарная техника всюду требующихся форм труда — вот что должно составить заботу насаждения «городского профессионального образования». Профессиональная школа должна быть школою городских ремесл, нужных для народа изделий. При помощи одной или нескольких профессиональных школ город должен, так сказать, «обслуживать себя», т.е. сам для себя все необходимое, кроме «экзотического», устроить, сделать. При помощи этих школ жизнь губернских городов должна эмансипироваться от зависимости от мастерства столиц, а жизнь уездных городов эмансипироваться от мастерства губернских городов. Пусть будут на местах воспитываться техники, мастера; делаться на местах хорошая и даже отличная обувь, белье, мебель, платье. Вот что желательно, а не какое-нибудь виртуозное плетение кружев или рисовка по фарфору: это нужно, но это — потом, когда удовлетворены потребности грубые и насущные.


Впервые опубликовано: Новое время. 1903. 21 апреля. № 9743.

Василий Васильевич Розанов (1856—1919) — русский религиозный философ, литературный критик и публицист, один из самых противоречивых русских философов XX века.


На главную

Произведения В.В. Розанова

Монастыри и храмы Северо-запада