В.В. Розанов
И.И. Чарномская. К вопросу о помощи увечным воинам

На главную

Произведения В.В. Розанова



С 3 рисунками. СПб., 1905 г.

Тому назад 55 лет в Мюнхене, по инициативе Иоганна Эдлера фон-Курца, начала проводиться богатая последствиями идея: утилизировать оставшуюся способность к труду у калек и уродцев, ставших такими от рождения или по несчастию. Возник, сперва на частные средства, а затем перешел в правительственное учреждение, институт для одноруких, где к настоящему времени окончили курс 422 мальчика и 133 девочки, пошедшие все в работу. Позднее (в 1874 году) возникла в Копенгагене ремесленная школа для калек, где за 31 год существования обучено 775 человек, из которых 145 одноруких. Из них 11 человек стали преподавателями этой школы, 54 остались при ней платными рабочими, но и все остальные нашли себе заработок на частных местах. Затем такие учреждения появились в Норвегии, Швеции и наконец переползли в Россию. В Петербурге при Максимилиановской лечебнице существует 9-й год «Мастерская для обучения калек мастерству и ремеслам». Г-жа Чарномская в брошюре, заглавие которой мы привели, справедливо обращает внимание образованного общества на то, что идея этого учреждения могла бы получить обширное применение именно теперь, когда война наделяет и наделила народ, деревню и город, столькими увечными.

Справедливо она указывает на то, что искалеченность глубоко изменяет самую психологию и самочувствие человека. Здоровый и молодой мужчина отрывается фатально от работы, к которой привык и которую знает, делается только зрителем чужих работ, а сам?.. Сам он невольно и фатально переходит в разряд праздно бродящих, праздношатающихся людей, и это кладет главную муку на его душу, а через длинный ряд лет это может довести его и до полной ослабленности и моральной расшатанности, связанной с праздным ничего-неделаньем. Таким образом, увечный воин возвращается в крестьянскую семью, в сельское общество не только инвалидом и пансионером около скудного хлеба, в тесной избе, но и, может быть, деморализованным членом, по крайней мере в будущем. И все это — не по абсолютной неспособности к труду, не по безделию, не по болезни, а вот оттого, что у него отнята рука или пальцы!

На рисунках, приложенных к брошюре г-жи Чарномской, показаны фигуры солдата, которому при операции была отрезана вся правая рука до плеча, и с помощью деревянной руки, сгибающейся в локте и прикрепленной искусным образом к плечу, он получает способность не только держать в руках косу, но и косить ею траву. На конце механической руки находятся взамен пальцев особые подвижные крючки, которые могут крепко держать косу, ложку и проч. На другом рисунке представлен человек, у которого были отморожены и затем отняты все пальцы на обеих руках: он занимается токарным мастерством, держа в каждой руке по предмету. В самом деле, было бы смешно, если бы наука, которая смогла выдумать чудовищные пушки и беспроволочный телеграф, остановилась перед задачей: заменить механическую способность руки, пальцев, ноги. Только «души» не выдумывает наука, а тела, т.е. матеряльных протяжений и сил, — сколько угодно!

Есть много людей, незанятых и богатых, которые ищут приложения и даров своих, и посланного им судьбою избытка средств. Не можем не указать, что создание и развитие таких мастерских, которые из калеки делают не-калеку, в пансионере и нищем восстановляют работника, — созданье этих мастерских могло бы дать прекрасную пищу всякому доброму таланту. В сущности, в каждом уезде, а уж во всяком случае в каждой губернии должна бы, на средства частные и общественные, городские, земские, быть учреждена такая недорогая учебная мастерская. Тут важен пример и, так сказать, «взаимное обучение». И мы хотели бы, чтобы мастерская при здешней Максимилиановской лечебнице сделалась материнскою мастерскою, т.е. примером и рассадником по ее образцу устроенных школ-мастерских.


Впервые опубликовано: Новое время. 1905. 20 июня. № 10553. Прилож. С. 10-11.

Василий Васильевич Розанов (1856—1919) — русский религиозный философ, литературный критик и публицист, один из самых противоречивых русских философов XX века.


На главную

Произведения В.В. Розанова

Монастыри и храмы Северо-запада