В.В. Розанов
Индивидуализация университетов

На главную

Произведения В.В. Розанова


Кн. Мещерский в «Гражданине» обмолвился со свойственною ему афористичностью, что загромождать правила о студентах множеством параграфов неудобно и следует предоставить подробную выработку всего желаемого студенческого обихода отдельным университетам. Это приводит к мысли об индивидуализации наших университетов. Желательно было бы развить ее основания и последствия.

И в самом деле, если сельский сход имеет некоторые права самоопределения, если в каждой губернии сословия мещанское, купеческое и дворянское имеют в себе черты некоторой корпоративности, возможность некоторого самоустройства, то представляется в высшей степени естественным посмотреть на группу из ста человек, имеющих высший ученый диплом, и, скорее, старых, чем молодых, как на способную к суждению совершенно самостоятельному и зрелому о своих ближайших делах о внутреннем распорядке университетской жизни, о студенческом поведении и воздействии на него. Нужно полюбить единообразие ради его самого, а не приносимой пользы, чтобы потребовать в правилах для студентов Одесского или Юрьевского университетов ровно столько параграфов и точно такого же содержания, как для студентов петербургских. Петербургский студент имеет значительное отличие от московского и оба непохожи на казанского. И не только нет ничего худого, но скорее есть привлекательная сторона в этом разнообразии, в этой своехарактерности, несомненно существующей между юношеством разных русских городов. Тут отражается и история университетов, и людность или малолюдность их, и совокупность физических, географических условий и обстановка и чуть-чуть преобладающий этнографический состав. «Общие правила для студентов», в сущности, непременно будут правилами, составленными применительно к петербургским студентам, которые одни перед глазами составителей правил. Между тем они будут в одном излишни, а в другом недостаточны для маленького провинциального университета, где гораздо больше студентов живет при родных, нравы их тише, а лени у них больше.

Но совершенно незачем предвидеть, предусматривать: одно или другое может понадобиться здесь или там. Нужно отвечать на то, что понадобиться, а таковые нужды прежде всего переменчивы в годах. Год на год непохож, состав студентов в два смежные пятилетия может быть совершенно противоположным, и, конечно, правила, совершенно подходящие к одному составу, будут прямо вредны при другом составе. Нужно благодарить Бога, что в лице ста человек с высшим, какое существует, образованием, и вполне знающих все местные обстоятельства и временные перемены в состоянии университетского населения, Россия имеет контингент людей, во всяком случае могущих управиться с педагогическою, с воспитательною стороною заведения. Дать всему этому правила из Петербурга, значит до известной степени помешать возникновению настоящих реальных правил на месте, заменив их далекими проектами слабой действительной силы. Между тем до последней степени важно понять везде интенсивность научной студенческой жизни; всякого рода небольшие ученые кружки, занятия в кабинетах и лабораториях, экскурсии, чего нельзя начать, придумать и руководить из Петербурга, могут возникнуть в том случае, когда профессора и администрация университета увидит, что они подготовлены не просто наблюдать за исполнением априорных правил о студентах, но призваны организовывать жизнь студентов, поставлены самостоятельными и ответственными руководителями их.

Если вредно задерживать в университете возникновение таких форм сложения студенческого быта, какие вытекают из самой многочисленности студентов, из людности и из напряженной жизни университета, то нет никакой потребности и ускорять (в провинции) переход от прежних и удовлетворительных форм быта к новым. На университетский вопрос надо сохранить как можно больше педагогической точки зрения, нежели общегражданской. И как разумный министр и попечитель предоставляют благоразумному директору гимназии установить в ней некоторые свои правила, свои принципы, свой распорядок требований, вообще начать и установить очень многое по своему личному усмотрению и на свою личною ответственность, так следовало давно министерству народного просвещения возложить на ректоров университетов, вспомоществуемых советом, устроение вообще всего студенческого и ученого режима в кратких и твердых рамках университетского устава.


Впервые опубликовано: Новое время. 1902. 9 окт. № 9554.

Василий Васильевич Розанов (1856-1919) - русский религиозный философ, литературный критик и публицист, один из самых противоречивых русских философов XX века.



На главную

Произведения В.В. Розанова

Монастыри и храмы Северо-запада