В.В. Розанов
Инспектора рисовальных школ

На главную

Произведения В.В. Розанова


Предполагаемая к учреждению от Академии художеств должность четырех инспекторов художественных училищ и преподавание предмета рисования во всех других, не специально-художественных, училищах, должна быть рассматриваема, как очень крупная мера в ряду других, предпринятых у нас в последние годы по предмету усовершенствования художественных форм труда. Мера эта приведет личный состав нашей Академии художеств в непосредственное соприкосновение со всеми рисующими и лепящим молодым людом России, и очень яркий самородок на этом поприще, где-нибудь в провинциальной глуши, все же будет теперь учиться и трудиться с мыслью, что его работа хоть однажды за учебный курс будет посмотрена и оценена представителем Академии художеств, настоящим специалистом дела. Это поднимет энергию надежд во всех самородках и создаст горячий стимул к совершенствованию себя. С другой стороны, среди наших художников, стоящих наверху положения, сколько поднялось именно из этих, выросших в местной глуши, самородков, что и члены Академии художеств инспектируя художественные и даже нехудожественные школы в целой России, будут с любопытством и надеждами приглядываться ко всякому возможному таланту, где-нибудь на Волге или в благословенной Малороссии, и могут надлежащим образом направить его на путь, облегчить ему первые шаги указанием и помощью. Таким образом, подрастающие художественные силы России через эту инспекцию приведутся во взаимодействие со зрелыми, со старыми, и все объединится в одном общем явлении, в общем кругообороте.

Вторая сторона этой инспекции — инструкторство. Инспектора художественных училищ и классов пусть войдут в наши школы не как грозные судьи чужого дела, а как наставники около неумелого дела других.

Но самородки живописи и ваяния редки и исключительны. Главная часть инспекторского труда все же должна будет обратиться на художественное ремесло и здесь входит в свою силу все, что по этому поводу нами говорилось ранее. Инспектора, являясь от лица Петербурга в провинцию, от Академии художеств куда-нибудь в гимназию, в епархиальное училище, в мелкую рисовальную школу, наконец, в школу даже ремесленную, могут принести сюда все те сведения по народному орнаменту, по кустарному художеству на протяжении целой России, какие обретаются только в культурном центре страны, и, кроме того, могут, как сами художники, дать лишние штрихи и мотивы работам учеников собственною рукою, вкусом и фантазией. Словом, если дело инспекции пойдет не официально и сухо, а начнется с охотою и любовью, оно может принести неисчислимые добрые плоды России. А если дело это двинется ходко, если Россия почувствует, что инспекция делает живое и настоящее дело, конечно, воспоследует повсюду открытие новых и новых художественно-технических школ.


Впервые опубликовано: Новое время. 1902. 25 сент. № 9540.

Василий Васильевич Розанов (1856-1919) — русский религиозный философ, литературный критик и публицист, один из самых противоречивых русских философов XX века.



На главную

Произведения В.В. Розанова

Монастыри и храмы Северо-запада