В.В. Розанов
Живая школа в церкви

На главную

Произведения В.В. Розанова


Увековечение дня кончины отца Иоанна Кронштадтского через ежегодное молитвенное поминовение его русскою церковью как бы возводит над телом усопшего тот духовный мавзолей, какой соответствует смиренному духу русской истории и сану священника, который носил почивший. Высочайший рескрипт об этом, данный на имя петербургского митрополита, выражает в заключительных своих словах пожелание, чтобы Св. Синод, став во главе этого начинания, "внес свет утешения в горе народное и зародил на вечные времена живой источник вдохновения будущих служителей алтаря Христова на подвиги многотрудного пастырского служения". Уже не первый раз с высоты Престола снова и снова раздается голос, призывающий русское духовенство к поднятию всех сил, какие в нем содержатся, для великого труда на ниве народной и перед алтарем Божиим. Имея перед собою такой светоч, как жизнь и подвиг Иоанна Кронштадтского, духовенство русское действительно имеет как бы непрестанную живую школу, где оно может учиться и воспитываться, может уже само все находить живым умом и добрым сердцем. Это школа не мертвая, не книжная, не отвлеченная; это — школа ежедневного будничного труда. Мы можем с радостью отметить, что ни которая из западных церквей в настоящий момент не выдвинула для научения и воспитания духовенства такой вместе и простой и могущественной школы, как этот живой пример священника, стоявший тридцать лет перед глазами духовенства. Не может быть никаких ссылок на "окружающие условия", на "тяжелое и зависимое положение", "материальную необеспеченность" и другие подобные мотивы, которыми оправдывается лень и косность, под щитом которых прячется небрежение к своему делу и безучастность к народу.

Подвиг пастыря велик и многотруден, но он труден и велик, только когда исполняется, а не сам по себе, не в своей схеме и формальном значении. Сан и должность священника тем отличительны, что в пределах этого сана и деятельности можно сотворить безмерное и можно ничего не сотворить. При самых обыкновенных условиях, в самой обыкновенной обстановке, без малейшей помощи извне, отец Иоанн Кронштадтский сотворил безмерное и тем самым показал и доказал, что и всякий может творить здесь бесчисленное добро. Отныне ни для какого пастыря не может быть никаких отговорок. В Высочайшем рескрипте помещены знаменательные слова о "свете утешения в горе народном". Слова эти только подводят итог тому, что делал о. Иоанн Кронштадтский, формулируют его жизнь; и вместе они дают формулу священнического делания, пастырского труда. "Свет утешения" проистекает не из учености, не из железного характера, не из большой проницательности ума; все это может быть у человека, у пастыря, и все это может не принести народу ни капли "утешения". Итак, ссылки на недостаток характера, энергии, большого ума или хорошего школьного подготовления — не могут отныне быть оправданиями русского священника. То, к чему он призывается, что составляет сердцевину его дела, — заключается совершенно в другом и вполне доступно каждому простецу, даже очень мало ученому: это — быть утешителем народа, быть утешителем человека, семьи в горе. И самое это утешение, как показал пример Иоанна Кронштадтского, заключается не в чем ином, как в горячей священнической молитве около больного, около нуждающегося, около затрудненного человека. Тут не надо своих слов, своего ума, — надо иметь просто участливое, горячее, отзывчивое на горе сердце. Конечно, если и этого нет, тогда в нем вообще ничего нет священнического, а есть только одежда и формы, — и о таковых "пастырях овец" сказано много жестких слов в Евангелии. Жизнь отца Иоанна Кронштадтского тем особенно замечательна и тем необыкновенно плодотворна, что он свел священническое служение к чрезвычайной простоте и элементарности, с тем вместе показав, какие сокровища скрыты в этом простом и элементарном, до чего это нужно народу, до чего это могущественно в народе. Он сам же дал копейку, содержательность которой вдруг обнаружилась в стоимости миллиона. Помолиться у постели больного, — как это просто, кто этого не сумеет. Но если священник помолился у постели больного по-настоящему, - он осветил весь дом, всех утешил, озарил, укрепил. Исцеление, которое иногда при этом происходило, происходило все-таки не всегда, и не в нем была главная сила. Главная сила заключалась в утешении, в возможности надежды, в вере, что здесь небесные силы близки. Вот это все и озаряло дом, а в больного это проливало и не могло не пролить новых сил для борьбы с болезнью.

Так научил и научал всю жизнь Иоанн Кронштадтский делать свое дело священников. И отныне все ссылки на неудовлетворительность семинарского строя, на старый или новый академический устав, на косность церковного управления — пусты. Личность все превозмогает, личность все может. Это-то он и показал, и доказал. Но не нужно, однако, впадать в "прелесть" этого, говоря языком духовных писателей, т.е. опасно было бы, полагаясь на то, что праведная личность все сможет, оставить втуне, в небрежении, в леностном забросе уставы семинарий и академий и консисторские распорядки. Пример великого священника должен толкнуть к великой работе все духовное ведомство; толкнуть к работе над собою, толкнуть к работе около народа. Пример Иоанна Кронштадтского открывает здесь и другую сторону церкви: он показывает, каким замечательным материалом обладает духовное ведомство в лице нашего живого, наличного пастырства и какое великое употребление оно могло бы сделать, если бы порядки, дух, система и, наконец, главенствующие лица этого ведомства стояли вровень с великою задачею, к какой они призваны. Итак, если священники в оправдание своей лени и небрежения не могут более ссылаться на уставы семинарий и академий, то и синодальное управление не должно, ссылаясь на пример кронштадтского пастыря, леностно сложить руки, предаться неделанию и оставлять невозделываемым то другое поле, которое ему вверено Промыслом, государством и народом. "Утешение народу" можно подавать лично, в молитве. Это и делает священник, и, как показал Иоанн Кронштадтский, иногда он делает это в великих чертах, с великим успехом.

Но можно "подавать утешение" и народно, коллективно, изливая его на массы, делая это благодеяние во всю ширь народную и государственную, и этого уже не может сделать никакой священник, ни даже Иоанн Кронштадтский: это может сделать только учреждение, закон. Вот этого-то другого "утешения", по прекрасному выражению рескрипта, русский народ и вообще вся Россия будет ожидать уже от Синода, от синодального делания. Тут и уставы, тут и законы, над которыми приходский священник не властен. Увы, порядки наших духовных консисторий все еще старые, и по-старому они ужасны. Тех же священников, молитвенников народа русского, они держат в таком черном теле, держат в таком страхе и трепете, о которых тяжело думать; знаменитые "бракоразводные дела" консисторий остаются в прежней знаменитости; белое духовенство, священники, и до сих пор не допущены к инспекторству и ректорству в семинариях и вообще ни к какой управляющей деятельности в церкви; несмотря на пример такой великой личности среди белого духовенства, как Иоанн Кронштадтский, это белое духовенство вообще все находится в порабощении к угнетении у черного, и монах, как бы ни была мизерна его личность, всегда пользуется преимуществом перед священником, как бы ни была велика его личность. Разительный и укоряющий пример этого Россия имела много лет перед собою именно в том, что величайший светильник церкви Христовой "не был поставлен на подсвечник", а скорее "спрятан под спуд"... где же? в самой церкви Христовой! Большего доказательства аномалии синодального управления нельзя найти: если здесь добродетели и пороки, сила и слабость, подвиг и ничегонеделание смешаны, не разделены, не различены, то, значит, здесь вообще смешаны и не различаются добро и зло!! К этому прибавлять нечего, и Синод первый должен произнести для себя: "Подвигом добрым потружусь".

Священников великих мы имеем; но управление священниками — ничтожно. Пастырей одушевленных — имеем; но над пастырством, поверх его — нет никакого одушевления. И это — великое горе России.


Впервые опубликовано: Новое Время. 1909. 15 янв. № 11798.

Василий Васильевич Розанов (1856-1919) — русский религиозный философ, литературный критик и публицист, один из самых противоречивых русских философов XX века.



На главную

Произведения В.В. Розанова

Монастыри и храмы Северо-запада