В.В. Розанов
К пересмотру гимназического устава

На главную

Произведения В.В. Розанова


Ни в каком ведомстве нет такой настойчивой нужды в органическом и методическом ходе преобразований, как в учебном ведомстве. Здесь столько соотношений и все они так чутко отзываются на ученике, что перемену можно задумывать только касательно целого строя, избегая, однако, порывов и быстроты. Пункт пятый Высочайше утвержденных предположений управляющего министерством народного просвещения говорит о «введении и утверждении новых уставов гимназий, прогимназий и реальных училищ», каковое воспоследствует за временными правилами на 1902 — 1903, т.е. наступающий учебный год. В этом обещании содержится главная значительность опубликованных мероприятий министерства. «Перемена устава» не есть перемена распределения уроков или группировки предметов; она знаменует пересмотр всего учебного строя, пересмотр органический, как в служебном, т.е. учительском, персонале, так и в отношении главного предмета школы - ученика. Сюда войдет и пересмотр штатов учебной и ученой службы, т.е. окладов жалованья, и выработка новых «объяснительных записок» к программе предметов, которые направляют их преподавание, определяют важное и не важное, сосредоточивают внимание учителя на одном, а не на другом. Устав определит также учебники или укажет способы их составления, одобрения и введения. Все это давно и чрезвычайно запущено. О недостатках учебников наших составилась целая почти литература, отмечающая прямо комизмы в них. Было указываемо, и справедливо, чтобы на учебнике выставлялось имя члена ученого комитета, которому было поручено его рассмотрение, и он его «одобрил». Нет сомнения, что это чрезвычайно подействует на осторожность в «одобрениях».

Гимназии нуждаются в целостном и органическом пересмотре своего строя. Физическая сторона развития учеников, положение на педагогическом совете врача гимназии, рекреации учеников, прогулки за городом, научные ботанические или другие экскурсии, устройство при гимназии сада и гимнастики на воздухе для весенних и осенних месяцев, самые игры учеников — все это может и должно войти в целостную мысль о школе и отразиться в Уставе, которого общество будет ожидать с терпением и надеждами. Грустная наша школа, которая слагалась только из двух частей: 1) зубрячки дома до одури и 2) полупарализованного, апатичного сиденья в классе, — эта школа должна развиться, расцвести, раздвинуться во все стороны. Многоформенность забот об ученике должна быть главной чертою устава. Чтобы воспитание не заслонялось, не затемнялось программою, выучкою; чтобы физические упражнения стояли на своем месте, однако не погашая эмоций нравственных и эстетических; чтобы семье дано было уважение со стороны администрации училищ, и голос родителя не пренебрегался. Нужно всегда помнить, что в школе ученик не только учится, но и растет, что это часть его жизни, самая впечатлительная и многозначительная. До сих пор гимназия точно «брала на поддержание» мальчиков; возьмет, что-то с ними сделает, а что было ранее или что будет потом, учебному заведению до этого дела не было. Весь строй учебный у нас был ремесленный. Он никогда не был художественный. А в этом — почти все дело.


Впервые опубликовано: Новое время. 1902. 7 авг. № 9491.

Василий Васильевич Розанов (1856-1919) - русский религиозный философ, литературный критик и публицист, один из самых противоречивых русских философов XX века.



На главную

Произведения В.В. Розанова

Монастыри и храмы Северо-запада