| ||
Одного тупого человека хотели сделать профессором. Вот наставник и говорит ему: — Чтобы изучать рыцарскую эпоху, не надо самому драться на турнирах. — А как же? — спросил тупица. Наставник продолжал: — Чтобы изучить опиум или гашиш, не нужно самому становиться курильщиком опиума. Тогда сойдешь с ума, а диссертации не напишешь. — Не понимаю, — сказал тупица. — А как же? — Чтобы писать о сумасшествии, не надо сходить с ума. Такого называют не "психиатром", а сажают в желтый дом. — А как же? — твердил тупица. — Ученый объективен: он имеет зрение, логику и вообразительную способность представлять предметы и с помощью их создает науку... — Не понимаю, — сказал тупица. — У меня вообразительной способности нет, а логики... не знаю!.. Я думаю, что для того, чтобы писать о проституции, нужно быть проститутом, чтобы писать об алкоголизме, нужно быть пьяницею и, чтобы писать о сумасшествии, нужно быть сумасшедшим. — Нет, из вас ученый не выйдет. — Но я хочу быть ученым. Непременно я хочу быть профессором... — А впрочем, — сказал наставник, — кафедры пустуют, кто-нибудь должен же читать студентам науку. И если у вас такое рвение, надевайте мундир министерства народного просвещения. Так произошел один профессор в Москве. Через четыре года после того, как была напечатана моя книга "В мире неясного и нерешенного", он написал на этих днях (кажется, в радикальном) "Утре России" ее разбор-очерк под названием "Мистическая порнография", где обвиняет лично меня как человека в преступлениях, караемых во Франции судом исправительной полиции. Почему? Потому что книга написана о поле и его феноменах. Автор с равным правом мог бы обвинить в том же Вейнингера за его "Пол и характер" и д-ра Фореля за книгу "Половой вопрос". И все основано на ошибке метода, формула для которого такая: 1) Он пишет о проституции, 2) Следовательно, он проститут. Я соглашаюсь, что на наших профессоров не надо надевать смирительных рубашек. Они тихие. Но когда я опускаю монету в зелененькую кружку с этикетом: "Приют для слабоумных, калек и идиотов", — я думаю, что жертвую для некоторых и из этих профессоров и, может быть, кое-что даю для своих рецензентов. Впервые опубликовано: Новое время. 1910. 20 янв. № 12162.
Василий Васильевич Розанов (1856-1919) — русский религиозный философ, литературный критик и публицист, один из самых противоречивых русских философов XX века. | ||
|