В.В. Розанов
Как принимать слушателей в специальные заведения

На главную

Произведения В.В. Розанова


Во второй раз министерство народного просвещения проектирует изменить вступительные испытания в специальные высшие учебные заведения, заменив систему конкурсов сравнением баллов, полученных при окончании курса в средних учебных заведениях. Нет сомнения, что проект этот содержит в себе некоторую тенденцию поднять авторитет гимназических испытаний или погасить возможность спора против них. Столь же несомненно, что отстаивание другими министерствами, в которых находятся разные специальные заведения, права перепроверить испытания в гимназиях вытекает, по крайней мере, в некоторой части из желания сохранить за собою высший и последний голос по вопросу, какие знания и какие люди ему нужны. Дело в том, что на конкурсных испытаниях не только выспрашивается сумма знаний, но и определяются, хотя несколько наклонности и таланты поступающих, что представляется действительно важным ввиду специальности, а не общеобразовательное™ заведений. Затем, весь дух высшего учебного заведения другой, и обнаружить способность к «наукам» далеко не то, что обнаружить ее к «предметам». Достаточно указать, как часто кончившие с медалью ученики гимназии становятся очень плохими слушателями университетских курсов, а едва успевавшие в гимназиях развертывают в университете талант и энергию, чтобы показать, что даже в пределах одного и того же министерства народного просвещения глаз профессора, присматривающий за работою учителя, очень и очень не лишний.

Но затем конкурсные испытания, подробную картину которых набросал в прошедшем году на страницах нашей газеты проф. В. Альбицкий (№ 9142 «Нов. Вр.»), сам экзаменатор в специальных заведениях, слишком неприглядны, чтобы не думать об изменении их. Принимаются по конкурсу почти «в темную», и по совершенной неспособности экзаменаторов быть 10 часов экзамена в одинаковом напряжении внимания и сознания, и по совершенной запуганности и смущенности экзаменующихся, именно в силу того, что это не просто испытание в требуемых сведениях, а «конкурс», соперничество, гонка в блеске ответов. Ответы получаются крайне «не блестящие», хотя, как отмечает г. Альбицкий, есть форма умственного возбуждения, которая именно дает экзаменующемуся от испуга и смущения минутную необыкновенную ясность сознания. Плохая проверочная сила «конкурсов», по словам проф. Альбицкого, выражается в том простом факте, что получившие отличные баллы на них оказываются нередко весьма плохими на первый же год занятий в специальном заведении, и наоборот -ниже стоявшие по баллам занимаются лучше. К неудобствам передать оценку в руки гимназий он представляет следующее важное соображение: учителя гимназий или школ будут осаждены просьбами повышать баллы на выпускных экзаменах, опять же в силу именно «конкурсного» элемента с оценкой знаний, и эти просьбы как учеников, так и их родителей дезорганизуют экзамен самой гимназии. Ибо и каждая гимназия будет видеть «честь заведения» в том, что из нее многие поступают в специальные технические заведения «по конкурсу» баллов, и притом без всякого в этом риска и ответственности и даже излишнего труда для самой гимназии. «Такое множество отличных» учеников, если и окажется, положим, негодным при переходе на второй курс Технологического или Земледельческого института, то это может столько же зависеть от неталантливого преподавания в самом институте, сколько от излишней щедрости преподавательского персонала в Калуге или Ярославле. Соображение слишком веское, чтобы над ним не задуматься.

Нам представляется чрезвычайно удачным предложение самого проф. Альбицкого, обстоятельно мотивированное: устранить как «конкурс» экзаменов, так и состязание гимназических баллов и взамен этого: 1) допускать на первый курс всех желающих; 2) комплект принятых в специальное заведение определять с переходом слушателей с первого курса на второй, и 3) предоставить министерству народного просвещения, куда бы подавались прошения, распределять желающих поступить по всем заведениям Империи, по соображению близости к месту родины и другим. Здесь невозможно изложить всю мотивировку проф. Альбицкого, но она очень основательна. Ограничимся перечнем: 1) чрезмерный избыток «подавших прошения» перед принятыми — больше кажущийся, так как почти каждый поступающий подает одновременно прошения в два или в три специальные заведения и держат одновременно во всех с расчетом попасть куда удастся; 2) теперешние помещения допускают увеличение слушателей на первом курсе приблизительно в 1 1/2 раза, ибо главная трудность этого лежит в практических, чертежных и других занятиях, каковые почти всецело относятся не к первому, а к следующим курсам. Притом уже на первом курсе после нескольких первых лекций число слушателей поразительно редеет; их скорее мало, чем много, и, следовательно, спокойно можно впустить всех; 3) так как комплект еще не определен, а будет определен, то занятия на первом важнейшем курсе будут не нервны и бесплодны, как летом без руководства профессоров, после испытания зрелости перед курсом, а очень интенсивны и притом под руководством профессоров. Автор здесь рекомендует обширное развитие и искусную организацию репетиций, как оне были устроены в Технологическом институте в директорство И.А. Вышнеградского; 4) и самое главное: имея под рукою и перед глазами занятия студентов всех вообще и каждого порознь за год, состав профессоров уже действительно может из их состава выбрать сведущих, прилежных и особенно талантливых; это уже не 6 — 7 минут конкурсного испытания. Наконец, гимназии тогда будут готовить к специальным заведениям по существу, а не выставкою баллов. И, последнее — слушатели будут входить в специальное заведение не изморенные и истощенные, как теперь они бывают истощенны усиленными за лето подготовлениями к конкурсу, а совершенно свежие, и, следовательно, готовые к могучему усилию на первом курсе специального заведения: внутри последнего не наступит той лености и пренебрежения к лекциям, какие теперь естественны в студентах после выдержания конкурсных, т.е. самых главных, роковых, на их взгляд, испытаний. Перенесите гимназическое «испытание зрелости» — и вы испортите все семь последующих классов. Конкурсный экзамен приблизительно это совершает со специальными заведениями, подкашивая интенсивность и энергию следующих курсов, а особенно первого и столь важного. Все начертанное проф. Альбицким нам представляется так просто и убедительно, что мы не можем не обратить на его мысли внимание заинтересованных сторон.


Впервые опубликовано: Новое время. 1902. 2 июля. № 9456.

Василий Васильевич Розанов (1856-1919) — русский религиозный философ, литературный критик и публицист, один из самых противоречивых русских философов XX века.



На главную

Произведения В.В. Розанова

Монастыри и храмы Северо-запада