В.В. Розанов
Костромская старина

На главную

Произведения В.В. Розанова


Благодеющие "Старые годы", доставляющие неописуемую пользу и удовольствие всей образованной России, — посвятили значительную часть январской книжки художественным памятникам города Костромы. Нынешний год из всех городов русских — Кострома именинница. Все сюда смотрят, все в Костроме выискивают красивое, выискивают памятное, выискивают почтенное. Все сюда кланяются, все несут Костроме подарки, одни знанием, другие любованием. Скромная, древняя, с языческим именем ("Кострома" — собственное имя языческой богини одного из чудских племен, обитавших по Верхней Волге), заросшая сосновыми и еловыми лесами и засыпанная мелким моросящим дождем, но зато грибная, ягодная и медвежья Костромская губерния — сегодня вся в солнышке, нарядна и весела.

Она дала Руси, или, вернее, она сберегла для Руси, Царя-Родоначальника. Ипатьевский монастырь — ее религиозный и исторический центр.

Превосходный подарок принес ей г. Георгий Лукомский в январской книжке "Старых годов" — "Барокко и классицизм в архитектуре Костромы". Не пугайтесь заморских слов, как "барокко" и проч. Костромичи впервые узнают, что таким иностранным словом именуется, напр., их привычный старый Гостиный двор, в местном говоре просто "Ряды" (т.е. ряды лавок), и церковь там же "Спаса в Рядах", постройки 1776 года, присматриваясь к каковым в великолепном воспроизведении "Старых годов", точно видишь и убеждаешься, что в сущности ведь это построено в греческом классическом стиле. Местным жителям не приходит в голову такое знаменитое родство потому, что все эти колонны и арки, конечно, давно замазаны, имеют грязный вид: а на рисунке-фотографии замаранность и потускнелость исчезает, а видимы одни линии, одни формы: и они действительно оказываются классическими и прекрасными. Посмотрите, напр., "часовня в Селище" (стр. 22) — да это совершенно римский Пантеон, построенный благочестивым другом Августа, Агриппою, — но отнюдь не копия, а только в его "веяниях", в его "стиле", — в его основных, и не более, формах. Но чему нельзя достаточно удивиться и чему нельзя достаточно посмеяться, это тому, что "Гауптвахта" (стр. 34) построена в стиле афинского Парфенона, что, вероятно, доставляло полное удовольствие сажаемым туда под арест офицерам николаевских времен. Но лучшее в "античном роде" — это шестиколонный портал, в дорическом стиле, к церкви Рождества Христова (стр. 36). Как и в статье говорится, здесь пропорции "удачно схвачены": ведь от этих "удач" и зависит впечатление: портал до такой степени прост, ясен и спокоен, что не хочется оторвать глаза. Это — та простота, которая никогда не утомляет, никогда не надоедает. Вот уж можно сказать не "нервное искусство", это классическое искусство... Право, клиники и убранство палат для нервнобольных я запрещал бы устраивать в каком бы то ни было ином стиле, нежели в греческом, только именно — в дорическом. Он весь выполз из волшебного жезла Асклепия-Исцелителя.

И названия церквей в Костроме прелестны, как в старой Москве: "Воскресения Христова что на площадке", "Богоотцов" (Иоакима и Анны), "Спаса в Рядах". Г-н Лукомский говорит, что сами костромичи не доверяют, что в их маленьком, тусклом городке есть что-нибудь замечательное по части искусства. Напрасно. Воспроизведенные в превосходных снимках "Старых годов", они — прелестны. Истинная культура каждого городка заключается не в торопливом, "на американский лад", воздвижении кучи учебных заведений с бестолковыми программами, не в зазывании к себе блестящих лекторов из столицы, не в издании даже местной газеты, которая будет вторить столичной печати, а в знающем и любящем отношении к своей старине и истории, в памяти этой старины, в гордости этою стариною.

Кстати напомнить здесь и об одном практическом деле. В Петербурге проживает, как я слышал, до 60 000 костромичей (т.е. из Костромской губернии), пришедших сюда на "отхожий промысел". Многим из них случается попасть в несчастие, беду, нужду, болезнь. Есть здесь и "Общество вспомоществования выходцам из Костромской губернии", в своем роде гражданское землячество. Председателем его или деятельным членом состоит почтенный отец протоиерей Д.В. Целиков, один из священнослужителей Вознесенской церкви, что на Вознесенском проспекте. Адрес и телефон его — в соответственных книжках. Членский взнос — 5 руб. Может быть, кто-нибудь захочет приложить свои лепты к этому прекрасному делу.


Впервые опубликовано: Новое Время. 1913. 5 февр. № 13256.

Василий Васильевич Розанов (1856-1919) — русский религиозный философ, литературный критик и публицист, один из самых противоречивых русских философов XX века.



На главную

Произведения В.В. Розанова

Монастыри и храмы Северо-запада