В.В. Розанов
Крестьянство о вине и налогах

На главную

Произведения В.В. Розанова


Как редки в истории минуты народных подъемов... На век приходится 2-3 таких, а иногда — и ни одного; а есть народы, у которых и никогда вообще не совершается "народных подъемов"... Например, у Австрии трудно представить себе и, кажется, не было в истории ни разу "народного подъема"... Потому что кому же там "подниматься"? какой такой есть "австрийский народ"?!! Такого "австрийского народа" не было и нет, а есть там немцы, мадьяры, чехи, поляки, русины, молдаваны, "сшитые" в одну лоскутную "австрийскую монархию" императорами, которые друг за другом все были похожи на служилых чиновников... "Народный подъем" может быть не в бюрократическом государстве нового типа, а — в старых царствах и на древних исторических почвах. Вот почему "народному подъему" нельзя не радоваться между прочим, как показателю народного и исторического здоровья.

С первых же дней полной трезвости именно народ подъял на плечи царское решение и твердо понес его вперед. Не было ни единого ни от кого протеста. Протест стыдливо спрятался. Среди обильного в те дни народного движения (мобилизация) говорили столько же о войне, сколько о повсеместном закрытии винных лавок. Говорили простолюдины, ремесленники, крестьяне. Тогда о больных и умерших от "денатурата" (денатурализованный спирт) сурово говорили, народ говорил:

— Туда и дорога...

— Который напивается чем попало, лишь бы быть пьяну, — все равно уже конченый человек...

Простое соображение, не пришедшее на ум сановникам...

Вот крестьянское письмо, мною полученное в те первые дни крепкого государственного решения.

"Мы, крестьяне, не умеем говорить и не умеем писать, да с нами не хотят говорить. Выручаемые деньги от водки мы с радостью будем платить; пусть обложат нас налогом и назовут его "пьяный налог", пусть наложат на нас, на наших жен, дочерей, кухарок, горничных, швейцаров, дворников и проч. и проч. — и мы дадим миллиард (в письме из почтенья к большой сумме — с большой буквы "Миллиард"), лишь бы этого дьявола не продавали. Мы будем здоровы и богаты, в противном случае Русь погибнет".

Вот поучительные для гг. министров слова простого крестьянина: "мы будем здоровы и богаты", "мы дадим миллиард, лишь бы его брали без придачи водки".

"Не надо никакой борьбы с пьянством, а просто — не выделывать водки, вот и все. Ведь мы, крестьяне, почти никаких податей не платим (?! — В.Р.) и денег не копим, все пропиваем"...

Вот он, свободный голос Руси, не подкрашенный интеллигенцией...

"Следует обложить всех не ушедших на войну мужчин и женщин, девиц, попов и попадей. Это я строчу не только от себя, но и от множества крестьян. Да и братьям нашим, проливающим кровь за нас на войне, будет полегче, поприятней, если с нас будут брать "пьяный налог", — муж 10, жена 5, дочь 3 р. Поп 20 р., диакон 10 р., псаломщик 5 р., их жены половину. Горничные Зр., кухарки тож. Вот вам и благодать. Вы бы, дорогой Василий Васильевич, написали бы гг. министрам то, чтобы они не гнушались, когда нужно поговорить с крестьянами, чем им спаивать несчастной казенкой. Повторяю, следует сделать поголовный налог на всех свободных от воинской повинности, а военных всех не облагать им. Прошу принять искреннее мое почтение и уважение (фамилия — неразборчиво — Велихов? Велимов?) 17 августа 1914 г.".

Кратко, живительно и весьма разумно. А комиссии??.. Ну, в комиссиях с многоголовой ответственностью естественно думают, что если "на людях и смерть красна", то глупость, дряблость и непрактичность "решения" — "на людях" выходит совсем красивой...

"Превосходное — враг порядочного" — есть французская поговорка. Если "вообще обложение", то, конечно, "прогрессивно-подоходное"... Это -лучший вид европейского налога, рекомендованный всеми профессорами. "Поди-ка учти и сосчитай наши доходы", — думает неуловимый биржевой заяц, и не замечает этого рассеянный профессор. Так манят "прогрессивным подоходным налогом", чтобы пока, и очень долго, а может быть, и никогда "не платить никакого налога". Смотрите же, как нравственно и высокогосударственно слово крестьянина: "Возьмите с нас, обложите кухарок и горничных", т.е. "нашу же сестру". Конечно, крестьянин не забыл, что есть баре и чиновники. Отчего он о них промолчал, не побоявшись, однако, упрекать министров? Да он "государев человек", "государственный крестьянин", он — полон государственного смысла, ему — Русь дорога. Без войны и противоборства, без лакейской формулы Маркса: "Пролетарии всех стран — соединяйтесь" (и бунтуйте), он говорит с достоинством: "Обложите нас, мы же ничего не платим", ожидая, что и другие — каждый о себе скажет. Вот — строители царства, каких нам Бог дал, да и теперь Бог "не оставляет" такими.

Крепка Русь, молодец Русь.


Впервые опубликовано: Новое время. 1914. 5 дек. №13914.

Василий Васильевич Розанов (1856-1919) — русский религиозный философ, литературный критик и публицист, один из самых противоречивых русских философов XX века.



На главную

Произведения В.В. Розанова

Монастыри и храмы Северо-запада