В.В. Розанов
Критическая заметка
<О Н.П. Аксакове>

На главную

Произведения В.В. Розанова


В январской, февральской и мартовской книжках "Русской Беседы" (1895 г.) г. Н. Аксаков возражает* на идеи о свободе, развитые в прошлом году г. Л. Тихомировым и отчасти мною, не замечая, что, сколько бы в том же направлении он ни продолжал труд свой, он вовсе не достигнет цели, которую поставил себе — доказать антицерковность нашего учения. Ему нужно, чтоб ее достичь, показать не разногласие наших слов со словами знаменитых учителей Церкви, но несовместимость наших теорий** с какою-нибудь вечною и необходимою чертой христианства или Церкви, — и тогда станет ясно, что не только те отцы Церкви, мнения которых он привел, не могли учить иначе, как он указывает, но что и всякий учитель Церкви (а мы можем таких ожидать еще) будет необходимо учить так же. Без этого же мы вправе думать, что те определенные слова, которыми он надеется убедить нас, относятся к частным обстоятельствам своего времени и места, имели в виду нужду дня, на которую ответив, не сохраняют какой-либо принудительной силы для нужд наших дней, совершенно противоположных прежним.

______________________

* В статье "Свобода, любовь и вера".
** Как в содержании, так и особенно в мотивах.

______________________

В эпохи, когда Церковь была угнетаема извне, естественно было требовать для нее свободу — для сохранения веры, для несмущаемости молитв, для проявления всякой ревности о Боге; в эпоху, когда упадок внутренних сил в самих верующих расстраивает Церковь — выступает требование закона, как некоторого неуклонно принимаемого к исполнению требования религиозной совести. Молитва более не произносится — какой свободы нужно для этого? Вера упадает — в чем еще ее не стеснять? Христианство разоряется — и что же, верующие, насколько их осталось, должны отворить двери своих храмов для тех, которые хотят туда войти для глумления? Конечно, они этого не сделают; конечно, усиливаться доказать это есть напрасный труд. И мы думаем, этот труд заключает в себе мало какой-нибудь "веры" и к чему-нибудь "любви".

Метод, употребляемый г. Н. Аксаковым, был ранее его применяем уже как с логической, так и с исторической своей стороны. С логической стороны это были знаменитые усилия достичь заключения общего характера: "все лебеди белы" — путем счета всех лебедей, где-либо попадавшихся. Действительно, в течение семнадцати веков "все лебеди были белы", но Кук открыл Австралию, и оказалось, что они бывают и черные. С исторической стороны безукоризненными блюстителями "слов старых" были фарисеи, но они были уже обличены Спасителем, и нам нечего прибавлять к Евангелию.


Впервые опубликовано: Русское Обозрение. 1895. № 6.

Василий Васильевич Розанов (1856-1919) — русский религиозный философ, литературный критик и публицист, один из самых противоречивых русских философов XX века.



На главную

Произведения В.В. Розанова

Монастыри и храмы Северо-запада