В.В. Розанов
Куно-Фишер

История новой философии

На главную

Произведения В.В. Розанова



Том III. Лейбниц, его жизнь, сочинения и учение. Перев. с нем. Н.Н. Полилова. С портр. Лейбница. 735 стр. — То же, том VII. Шеллинг, его жизнь, сочинения и учение. Перев. со второго дополненного немецкого издания Н.О. Лосского. С портр. Шеллинга. 893 стр. Издания Д.Е. Жуковского. СПб., 1905 г.

Появление этих двух хорошо изданных томов должно приветствоваться всеми образованными читателями. Куно-Фишер, кажется, дал если не идеал, то во всяком случае образец истории философии. Это уже не «очерки», не «наезды» и не «обзоры», какие дают другие историки философии, а глубокая работа рудокопа. Шеллинг и Лейбниц родственны между собою, как, с другой стороны, родственны Декарт и Спиноза. Интерес к гениальному, а не к одному последовательному, постижение чувства и волевых движений, а не одной паутины мысли, интерес к истории, к личности и быту, к народному творчеству, доверие к прозрениям и озарениям, а не к одним выводам — все это есть общая черта у обоих немцев XVII и XVIII-XIX веков. Философия Лейбница и Шеллинга гораздо менее умерла, чем философия Декарта и особенно Спинозы, эта сухая и бесконечная палка, утвержденная на земле и протянутая к небу. Француз и еврей проводили какие-то рельсы, когда оба германца разрабатывали страну. Тут во всем разница: в целях, результате, впечатлении от них, в господствующих душевных способностях обеих групп мыслителей. Декарт, великий механик мысли и истинный отец механических приемов изучения природы. Можно провести прямую линию от него до Ог. Конта, и напр., наших грубых «мыслителей» 60-х годов. Лейбниц и Шеллинг — великие «сердцеведы» природы и суть творцы интуитивного в науке: от них связующая нить тянется до Пастера с открытым им миром микроорганизмов и до новейших в физике открытий, начиная с «Х-лучей» и до радиоактивности. От Декарта также нет никаких путей к Шопенгауэру и Гартману с их учением о воле, с их прозрением в мудрость староарийского Востока; напротив, Лейбниц и особенно Шеллинг уже прямо как бы указали на пути, по которым пошли эти родоначальники волюнтаризма в философии. Даже Ницше и его «сверхчеловек» связуемы с философией, которая выражала такой интерес к религиозному, такую чуткость, любопытство и доверие к «гениальным скачкам», к «перелетам» воображения и догадок. Напротив, от Спинозы и Декарта «пути были заказаны» к Ницше. Шеллинг и Лейбниц, в сущности, приложили к философии тот метод изучения или те силы души, которых работу в религии мы оцениваем как «антропоморфизм». Оба они были антропоморфисты-философы; «по образу и подобию» человека они старались угадать «образ мира». На этом пути, конечно, возможны были и в самом деле случились великие ошибки, но также возможны были и действительно произошли великие открытия. Не можем не указать, что наш Вл. Соловьёв, поэт, мистик, философ и публицист, был в значительной степени шеллингист; точнее, он был наш родной Шеллинг: так как сознательного следования Шеллингу у него не было. Но ведь в том и состоит самая сущность философии последнего, что она открывала «сродство душ», а не одни умственные заимствования.


Впервые опубликовано: Новое время. 1905. 16 марта. № 10427.

Василий Васильевич Розанов (1856—1919) — русский религиозный философ, литературный критик и публицист, один из самых противоречивых русских философов XX века.


На главную

Произведения В.В. Розанова

Монастыри и храмы Северо-запада