В.В. Розанов
Литературные типы

На главную

Произведения В.В. Розанова


Русская литература родила целый маленький народец, — миниатюру, копию и символ великого русского народа. Значение всей совокупности лиц, выведенных в произведениях наших классических писателей, — неизмеримо и разнообразно. Прежде всего это — художественная работа великих мастеров слова, и на ней мы изучаем, на ней осязаем их технику, приемы работы, закон их художественного воображения. Вовсе не начиная с Гоголя, но с самого уже начала, с Фонвизина и даже с Кантемира, русская литература была реалистична и натуралистична; романтизм, наприм., являлся в ней только гостем и "прохожим странником", но иногда — хозяином. Поэтому и мастерство русских писателей сводилось к уменью наблюдать, выбирать из видимого характеризующее и общее, выбирать типовое, — наконец, наблюдать и оригинальные странности, занимательные, новые или обещающие; и все это ваять в слове, ваять в горниле великолепного русского языка, художественного уже в самой своей филологии, в корнях своих. Не на каждом языке можно было бы написать русскую литературу: в полноте и всем составе ее и можно было написать только на русском языке. Таково одно значение "литературных типов". Второе также неизмеримо важно: мы собственно недостаточно вдумываемся в то, что совокупность лиц, выведенных в произведениях наших писателей, суть единственные люди, по которым физически, осязательно узнали и всегда будут узнавать Россию и русский народ в целом мире, в Европе и далеко за ее пределами. Таким образом "народец, рождаемый нашими писателями" — это есть дитя великого русского народа, высланное за пределы родины. По нему судят и будут судить о русских в обоих полушариях, и не один век.

Дитя это — хорошее: здоровое, способное, разнообразное, колоритное. Дитя явно "с будущим".

Понятна важность до подробностей изучить его.

"Словарь литературных типов"* отвечает этой задаче. Всех выпусков предположено 24; и начиная с 7-го, уже печатающегося, они обнимут следующих писателей: Пушкина, Толстого, Гончарова, Достоевского, Писемского, Островского, Салтыкова, Герцена, Успенского, Чехова. Это — далеко от полноты, и нет сомнения, что "Словарь" будет пополняться и расширяться, что он будет иметь наследников и продолжателей, вероятно, получит и "реформаторов".

______________________

* Словарь литературных типов. Выпуски 1 — 2: Тургенев, 2 р. Выпуск 3: Лермонтов, 1 р. Выпуск 4: Гоголь, 1 р. 25 к. Выпуск 5: Аксаков, 1 р. Выпуск 6: Грибоедов, 1 р. Общая редакция К.Д. Носкова. Цена за шесть выпусков — 6 р.

______________________

Все в нем полно, умно, заботливо и — не расплывчато, без лишних слов (самая опасная сторона в подобных изданиях). "Словарь" — крепко, туго сколочен 1) из характеризующих слов, словечек и целых описаний в том литературном произведении, где данный тип выведен, и 2) из оценок данного лица у всех видных историков русской литературы и сколько-нибудь выдающихся русских критиков. Все это — дословно, в цитатах.

Через это читатель знакомится "в сокращении и концентрации" не только с произведениями писателя, но и со всею литературою о нем, ученою и художественно-критическою; наконец, — с его изданиями, в критической оценке каждого. Все это сопровождается еще "приложениями", в которых дана обстановка творчества и жизни писателя. Так, выпуск: "Грибоедов" содержит пять приложений: "Источники для изучения Грибоедова", "Свод выражений и имен, обратившихся в нарицательные" (т.е., по удачности и типичности, обратившиеся почти в поговорки, беспрестанно повторяемые в обществе и в литературе), "Прототипы действующих лиц" (т.е. те живые лица, Грибоедову современные, с которых — по догадкам ученых и современников — он срисовал свои портреты), "Список лиц, имен и предметов в "Горе от ума", "Грибоедовская Москва и поколение 20-х годов". Последняя статья читается с захватывающим интересом, как превосходный исторический этюд.

В начале каждого выпуска помещена "Биографическая статья": погодный перечень событий в жизни автора и написания им важнейших произведений.

Полнота "типов" — исчерпывающа.

Нельзя не пожелать самого широкого распространения этому в высшей степени полезному изданию, этой в высшей степени трудолюбивой работе. Особенно — среди учащихся.


Впервые опубликовано: Новое Время. 1911. 15 янв. № 12516. Приложение.

Василий Васильевич Розанов (1856-1919) — русский религиозный философ, литературный критик и публицист, один из самых противоречивых русских философов XX века.



На главную

Произведения В.В. Розанова

Монастыри и храмы Северо-запада