В.В. Розанов
Литературные волнения

На главную

Произведения В.В. Розанова


Русский народ не подозревает, что о нем пекутся две могущественные партии: во-первых, "марксисты" с г. Струве и г-жею Калмыковой во главе, и во-вторых, "антимарксисты", во главе которых стоят Южаков, В.В. и еще кто-то. Издали им покровительствует, т.е. иногда помавает головой, г. Н. Михайловский. С февральской книжки этого года журнал "Новое Слово" перешел в руки "марксистов" и весь ряд сотрудников, т.е. Южаков, В.В. и еще кто-то, вышел из журнала, афишировав выход свой через газету "Новое Время". Русский народ может быть спокоен; "антимарксисты" блюдут его от опасностей.

Но мы забыли сказать, в чем дело. "Марксисты" думают, что из русского народа до тех пор не будет никакого прока, пока он "не переварится в немецком котле"; поэтому они благоприятствуют господствующей русской финансовой системе С.В. Витте. "Переварка в котле" разумеется не буквально, но в том смысле, что русский народ должен пройти через капиталистический фазис истории. "Антимарксисты" уверяют, что фазис этот, вообще неминуемый для человечества, в частности, русским народом может быть избегнут и он может прямо и непосредственно перейти в фазу "справедливого распределения продуктов труда", с ее подробностями. Косвенно и прямо, впрочем, всегда мельком, об этом высказывался г. Михайловский. Он очень бранил, в нескольких книжках "Русского Богатства", г. Перцова, доброго Петра Петровича Перцова, когда тот, еще сотрудничая в этом журнале, стал заниматься Фетом, - уверяя. что это задерживает вступление нашего народа в фазу "справедливости"...

Надо надеяться, что "марксисты" провалятся и г-жа Калмыкова останется ни при чем; тоже ни при чем будет и г. Струве, хоть у него и бойкое перо. У него перо, а у них - перья. Они действуют скопом, понимают скопом, сотрудничают скопом и скопом выходят... чуть не сказал: "В отставку". Выходят скопом "из состава редакции". Они сильны: русский народ может дремать спокойно.

Благодетельная партия. Слова бессильны, чтобы выразить ей признательность, и, если б русский народ толково знал, за кого ему следует молиться, он записал бы Южакова, В. В., еще многих и г-на Михайловского в свои поминания - "о здравии". Пусть они упирались бы - он записал бы. И потом, когда скончаются - "за упокой". Но это со временем...

_______________________________________

P. S. Нам думается иногда, что принцип "марксизма" есть принцип вообще интенсивной культуры, и вопрос в том, способен ли к ней и хочет ли ее русский народ? "Интенсивной" - т.е. "напряженной" до забвения всего остального, что не относится к труду и его продуктам, т.е. к съедобному и "удовольствиям". - Нам, кроме того, думается: да, как только все "прочее", ну там храм и разные мелочи, забудется народом, он уже невольно и сам собой, так сказать, от скуки и жажды чем-нибудь заполнить пустоту, станет "интенсивен" в работе, непременно "интенсивен". Так что - это вывод совсем далекий, это при конце - собственно "антимарксисты" наши есть тоже "марксисты", и напр., знаменитый В.В. есть то же, что антипатичный г. Струве: да, пожалуй, то же, что Струве, и сам г. Михайловский: все они, насколько выхолащивают душу народную (т.е. усиливаются к этому) от разных "странных" идеалов, не относящихся до "распределения богатств". Так что хотя, с одной стороны, русский народ и обеспечен могущественною партиею и рад бы "за здравие", но, с другой стороны, как будто и не обеспечен, так что, пожалуй, уместнее бы "за упокой"...

Не знаем, как он будет петь. Но нам сдается все, что о нем самом усердно, хотя в мечтательном идеализме и бессознательно, обе партии равно стараются - "за упокой"...

Нас утешает только, нас ободряет несколько мысль, что это "за упокой" несется где-то в углу, что-то около Лахты или еще далее, в избушке на курьих ножках, почти даже не действительной. И во всяком случае, ни в Тульской, ни в Пензенской губерниях "за упокой" не слышно. От этого и в Тульской и в Пензенской губерниях народ поет "Волузях...". Как ни досадно, но поет; справляет крестины; иногда хоронит; "играет" свадьбы. И, замечательно - всегда поет. Поминает "за упокой", правда, своих "о здравии", и тоже не "тех". И вообще о "тех" ничего не знает.

Но "те" блюдут его внимательно. По крайней мере мы, которые видим их усилия и понимаем тяжесть этих усилий, должны отдать им следуемое по принципу suum cuique.


Впервые опубликовано: Русь. 1897. 31 марта. №71.

Василий Васильевич Розанов (1856-1919) - русский религиозный философ, литературный критик и публицист, один из самых противоречивых русских философов XX века.



На главную

Произведения В.В. Розанова

Храмы Северо-запада России