В.В. Розанов
Лукавая фразеология

На главную

Произведения В.В. Розанова


В каждой вещи должна быть своя мера. Но это требование меры в делах и мнениях никак нельзя сводить к "безделью" и "без-мненью". Между тем г. Дебольский в своем энергичном призыве духовенства устранится от "временных житейских дел", чтобы сосредоточиться на вечных под "звон церковного благовеста, смиряющего души людей и призывающего их обращать взоры туда, где нет ни печали, ни воздыхания", повторяет, в сущности, знаменитый и неудачный даже под пером гения призыв к пресловутому "неделанию", во время которого, и по мысли Толстого, душа сосредоточивается на "вечном". И какое лицемерие: будто бы духовенство XIX, XVIII, да и всех решительно веков, до сих "мятежных дней", помышляло только о "вечном, постоянном, неизменно сохраняющем свою силу", как в этом заверяет нас г. Дебольский! А монастырские имущества и история их при Екатерине II? А борьба против земской и министерской школы в пользу исключительного господства церковно-приходской? А хлопоты каждого священника о приходе, о хозяйстве, о прибытке? А полтинники и рубли, иногда весьма сурово взыскиваемые за требы?! И ведь все это г. Дебольский отлично знает, ибо эта обстановка духовного сословия известна не то что образованному писателю, а каждому мужику и всякому воспитаннику духовного училища! Над чем же, над какою действительностью поет г. Дебольский свою соловьиную песню о "вечном, постоянном и неизменном", призывая сверх этого духовенство раньше смерти - умереть? Дело в том, что только над покойниками в гробу поет церковь, что они теперь перешли в мир, "где нет ни печали, ни воздыхания", а нам нравоучитель из "С.-Петерб. Ведом." говорит, что в этот же мир должны смотреть священники, диаконы и псаломщики якобы "по призыву церковного благовеста", который на самом деле зовет к обедне, а не к смерти; зовет живых людей к живой церковной службе, а вовсе не к покою "яко в гробу". Да, храмовое торжество именуется "службою", и это церковь не марает ни делом, ни словом; и духовенство наше ни мысленно, ни житейски не унизится, если жизнь каждого духовного лица станет тоже вот такою "службою", мучительною, но и нравственною, тяжелою, но и радостною, - около народа, отечества. Этак, послушать г. Дебольского, так духовенству и телеграмм об эскадре Рожественского читать нельзя будет, "чтобы не повредить душе"... А ведь наступили и еще наступят события в отечестве, которые так же приковали или прикуют к себе внимание, как и броненосцы нашего адмирала? И что за бестактность, что за политическая бесталанность наших писателей: в то время как "составляют определенные мнения", постановляют "резолюции", разделяются в группы профессора, земцы, техники, врачи, адвокаты и, кажется, даже гимназисты, только одно, и притом исторически самое солидное, русское сословие, самое крепкое и верное русским государственным заветам, должно "воздержаться от всякого мнения", "устраниться отдел", ничего не думать, кроме: 1) сколько взять за свадьбу, 2) вовремя заблаговестить и упереть взор в небо?! Да чьи же "мнения" будет слушать государство? А оно, очевидно, собирается "слушать", хочет "слушать". Очевидно, если г. Дебольский (а он не один такой) выведет за уши из "подачи мнений" всех достаточно солидных людей, под предлогом, что им неприлично мараться в "преходящих и низменных вещах и интересах", то правительство и услышит "мнения" одних гимназистов и адвокатов, которые ему останется только похерить.

Духовенство, именно как солиднейшее наше сословие, в роковую годину отечества должно начать, именно энергично начать работать умом, сердцем, душою, подвигом, ежедневною работою над самыми что ни на есть простыми и грубыми делами, вопросами; и не уходить от вопросов жизни в уклончивые, двоящиеся, а то и двуличные фразы, а на все ответить голосом прямым и ясным, громким и мужественным. Вот дело христианина и священника, нимало не расходящееся с делом гражданина и верноподданного.


Впервые опубликовано: Новое Время. 1905.12 мая. № 10484.

Василий Васильевич Розанов (1856-1919) - русский религиозный философ, литературный критик и публицист, один из самых противоречивых русских философов XX века.



На главную

Произведения В.В. Розанова

Храмы Северо-запада России