В.В. Розанов
Между прочим <О кн. Мещерском>

На главную

Произведения В.В. Розанова



Розга не дает спать нашему гамену консерватизма, и он не только сам ее пропагандирует, но и «читает в сердцах» других журналистов о ней же. Если г. Меньшиков, по его уверению, и не говорит вслух о розге, то про себя думает о ней. Но почему кн. Мещерский воображает, что розга в положительном или отрицательном отношении так занимательна? О розге можно ничего не думать, ни одобрять, ни порицать ее — просто ничего. Если бы еще Мещерский учился в старой бурсе, можно бы объяснить упорство его темы не зажившими воспоминаниями; но он учился в одном из привилегированных дворянских заведений. А все его тянет, как выражался Тарас Бульба, «к тому месту, из которого у казака ноги растут». Как сомнамбула идет по карнизам домов к неизвестной, ей одной видимой цели, так 80-летний старец из Гродненского переулка сколько ни путает языком, на кончике его всегда оказывается... розга.

Вчера он раздраженно брюзжал и на Русское собрание, и на Общество ревнителей исторического просвещения в память императора Александра III. «Собрались, что-то пропели, что-то прочитали, что-то прослушали, что-то снова пропели и разошлись». Конечно, им не ночевать было в зале. И как характерно это не то нигилистическое, не то чванливо-барское «что-то», сказанное в кучу о молебне, о воспоминаниях о покойном Императоре, об объяснениях его характера и его царствования. Помнится, именно в этом Обществе, на первом собрании его в новое царствование, К.П. Победоносцев сказал одну из самых замечательных своих речей, но для автора знаменитых «Дневников» и «Речей консерватора» это всего «что-то», из чего внук Карамзина не почел нужным запомнить слова. Это именно или величие идола, или шутовство гамена. Общество имеет свои большие заслуги по изданию и крупных и мелких дешевых книжек. Но ведь кн. Мещерский, кроме сплетен «намеднись в среду» и газетных столбцов, ничего не читает и уже 60 лет перестал учиться. Он «не без права» консерватор. «Помолились, поговорили и разошлись», — уныло жалуется и почти клевещет он. Ну, а он чего же ждал? Может быть, ему хотелось, чтобы воспоминание об эпохе члены Исторического общества завершили поднесением торжественного ему, Мещерскому, адреса. Но ведь он только в собственных глазах представляется историческою фигурою. В глазах всей России и, вероятно, общества он только крикливый уличный гамен, который блузу газетного работника с необыкновенным искусством меняет на дворянский мундир. К сожалению, его служба в двух формах не одинаково приемлется; к сожалению для него, и не без пользы для общества.


Впервые опубликовано: Новое время. 1903. 13 декабря. № 9978.

Василий Васильевич Розанов (1856—1919) — русский религиозный философ, литературный критик и публицист, один из самых противоречивых русских философов XX века.


На главную

Произведения В.В. Розанова

Монастыри и храмы Северо-запада