В.В. Розанов
Милость народу

На главную

Произведения В.В. Розанова


Дни исключительных радостей в Царской Семье нашей всегда сопровождались милостями. И сегодня населению России пролились милости облегчения, которые по преимуществу падают на самые утружденные и обремененные части народа. День 11 августа этого года никогда не будет забыт ни историею нашею, ни народом, потому что в Высочайшем Манифесте, в этот день данном, исчислены не только многообразные преходящие льготы разрозненным группам людей, находящихся в тяжелом, но временном состоянии задолженности или отбывания наказания, — но и снят последний знак рабства, доселе лежащий на бывших крепостных людях, именно знак телесной их наказуемости.

Крепостное право с его уничижительными для человеческого достоинства особенностями не могло еще считаться окончательно избытым русским народом и перешедшим в область истории, преданий и частью анекдотов, пока оставалась налицо картина, что провинившегося крестьянина берут и физически наказывают совершенно так, как это было во времена личной тяжелой зависимости одного сословия от другого. Есть некоторые нравственные права, которые драгоценнее материальных, и есть некоторое нравственное бесправие, которое чернее всякого экономического и вещественного недостатка. Народ наш, и особенно в настоящую "годину испытаний", как выражается Высочайший Манифест, обнаружил такую высокую гражданственность, самоотвержение, мужество, слиянность с государственными заботами и трудами и полное их разумение, что по справедливости уравнялся с самыми доблестными историческими народами, какие помнит древнее или новое время. Ибо наши солдаты на Востоке — это тот же крестьянин, лишь обученный строю, который был пахарем до этого обучения и станет снова за соху, когда выпустит ружье. Болело сердце при мысли, что отцы и братья этих солдат, равно как и они сами, вернувшись в родные деревни, при той или иной оплошности или проявлении общечеловеческой слабости, лягут, как мальчики, на позорную скамью и испытают удары, под которыми корчился римский раб или наш крепостной раб в былые времена. Это унижение личного достоинства; скажем сильнее, — это осквернение личности болело во всеобщем русском сознании, и, по братской связанности у нас сословий, оно было так же несносно и для дворян, и для чиновников, и для образованных людей, как и для тех, кого собственно касалось. Все ожидали, когда оно исчезнет, ожидали из года в год и из месяца в месяц. И вот оно пало, это последнее рабское звено. Оно пало и в армии, и во флоте. И историк, и население благословят сугубым благословением рождение Наследника Цесаревича Алексея Николаевича, которое соделало чистым от уничижающего наказания тело многомиллионного нашего народа, терпеливого, христианского, доблестного.

Да будет же и жизнь, и грядущее царствование Высокого Новорожденного счастливо и благостно, как и Он самым рождением Своим принес ценное и высокое благо народу, постоянному и горячему молитвеннику за Царей наших и весь Царствующий Дом.


Впервые опубликовано: Новое время. 1904. 12 авг. № 10218.

Василий Васильевич Розанов (1856-1919) — русский религиозный философ, литературный критик и публицист, один из самых противоречивых русских философов XX века.



На главную

Произведения В.В. Розанова

Монастыри и храмы Северо-запада