В.В. Розанов
Н. Манасеина. Царевны. Историческая повесть

На главную

Произведения В.В. Розанова


Петроград, 1915.

Теперь, когда во множестве русские интеллигентные девушки и дамы читают по лазаретам раненым солдатам и порою затрудняются в выборе книг для чтения, хотелось бы им всем рекомендовать историческую повесть «Царевны», написанную тепло и задушевно и с большим знанием русской истории и допетровского русского быта Натальею Ивановною Манасеиной, издательницею детского журнала «Тропинка». Повесть из времени царя Алексея Михайловича, которое тихо и благочестиво заканчивало Московскую Русь и было так грубо, жестоко размётано «погромом» Петра, «камня на камне» не оставившего из старой деревянной храмины, где грелись и прели, ну и немножко ленились его отец и дед, наши русские деды и отцы. Ах, эта встреча энергии и тишины, бури и покоя, в сущности, монастыря и города, мудрости и публицистики. Обое нужны истории и человеку, без обоих — не прожить ему, и тянется несчастный и ни в чем недоконченный человек из монастыря к городу, из города в монастырь. «Где — отрицаю, там-то — и утверждаю», может сказать сие бедственное существо, раскинув руки в обе стороны и в отчаянии легши пластом на землю и всю ее, дорогую, обнимая.

Вернемся к повести.

Она написана со всею заботою, со всем вниманием. К счастью, к нашему времени история, этнография, археология, палеография, графические искусства, живопись дали богатейший материал для воссоздания этой эпохи: и оставалось только хотя бы умеренному художественному воображению и вкусу связать все уже известные подробности в одно целое фабулою романтическою и вместе историческою.

Особенно богато, — до роскоши богато, — передано в книге все для глаза в быту времени Алексея Михайловича и его приснопамятных бояр, из них же первым был «друг сердечный» царя, Артамон Сергеевич Матвеев. Вот изразец печки старой: на нем надпись славяно-русская: «Дух мой будет сладок». Под надписью в цветном горшочке куст земляники с двумя цветками и ягодою. «Сладкий дух», о коем говорит надпись, — дух, запах земляники. Действительно, лучше запаха нет на свете. Вот рассказ, как немецкие «фокусники», разложив на столе монеты (должно быть, с примесью железа?), скрещивали над ними ножи, и тогда монеты «сами подскакивали в воздух и облепляли эти ножи». Они были вызваны ко двору царя Алексея Михайловича. Но сие «автомобильное» скакание монет кверху до того перепугало смотревших царевен и царевичей и самого царя, что, при несомненной уверенности, что все это бес делает, фокусники были спешно высланы из Москвы, как ведающиеся с «темной силой». Я тоже думаю — «темная сила». Что такое «магнетизм»? Выдумали люди новое слово. Приложили слово это к «темному», совсем «загадочному», в полной мере «чудесному» явлению и вообразили, что в слове явление объяснилось. А оно нисколько не объяснилось и остается под новою филологиею таким же немым сфинксом.

Что же такое эта царская Русь? Это — крестьянская Русь, сказавшаяся в апогее своем, в завершении. Царь завершал крестьянина, оставаясь по духу, разуму и просвещению, по вере и домашним навыкам, также крестьянином. И Русь до Петра Великого была одним сплошным крестьянством, самодовлеющим и завершенным, единым и слитным, без всяких разделений и противоборствований. Боярин, окольничий, стрелец, поп — все это по существу и в глубине крестьяне и крестьяне, стоящие на разных лестницах, на разных крылечках, за разными службами, но везде с одною душою, с одними понятиями, с одним крестом на себе, с одним вздохом и словом при умирании. Никакой разницы, никакого разделения. И «царство» только украшало «крестьянство», а не давило его. Если бывала все-таки «теснота», обиды, грех, бедствия, то ведь страдают крестьяне и друг от друга, страдает деревня от деревни, страдает тихое село от «лихого» села, страдали и цари, и царство, как крестьянин и крестьянство: и такие явления, как «бунт Стеньки Разина», не указывают в старой Руси специфического давления «шапки Мономаха» на мужицкую соху и борону. Такого давления не было. Русь была единая и нераздельная.

Вот отчего кто любит деревенскую и крестьянскую Русь — органически не может не тянуться, не приветствовать царскую Русь. Это одно и то же. Одна в простоте и рубахе, другая в величии и золотом кафтане. А тело и душа в обеих те же. Единое просвещение, единая вера.

И теперь, именно теперь своевременно ознакомить русский люд с древним величавым изводом его быта и истории. И нельзя не поблагодарить г-жу Манасеину за то, что она исполнила эту работу. Замечательно, что мелочи и подробности Москвы XVII века, как они даны глазу в книге, — совершенно совпадают с народным деревянным, с народным льняным и шелковым творчеством, — с прибавкой великолепия, — как мы видим в селах, на ярмарках, на выставках кустарных изделий, в великолепном издании министерства земледелия и землеустройства «Русское народное искусство», собранном и отпечатанном по зоркому распоряжению А.В. Кривошеина. Одна душа. И один великий стиль быта.


Впервые опубликовано: Новое Время. 1915. 19 нояб. № 14259.

Василий Васильевич Розанов (1856-1919) — русский религиозный философ, литературный критик и публицист, один из самых противоречивых русских философов XX века.



На главную

Произведения В.В. Розанова

Монастыри и храмы Северо-запада