В.В. Розанов
Начало важнейшего преобразования

На главную

Произведения В.В. Розанова


Собранная 30 сентября в здании министерства народного просвещения комиссия по преобразованию высших учебных заведений и приветственная и руководственная речь, которою встретил ее и открыл ее занятия управляющий министерством, представляют собою важный и сложный шаг в нашей внутренней жизни, о котором напрасно было бы пытаться сказать исчерпывающее слово. Нет образованной русской семьи, которая через сына или ближнего родственника не была бы теснейшим образом связана и заинтересована всеми подробностями университетской жизни. И без преувеличения можно сказать, что некоторые из этих подробностей, ближайшим образом касающиеся студенчества и преподавания, так же хорошо взвешены и обдуманы образованными лицами русских семей, как они обдуманы и взвешены преподавателями университетов. Таким образом, работа комиссии, как бы она ни двинулась и в чем бы ни выразилось, будет окружена самым пристальным и заинтересованным вниманием всех русских людей, заинтересованных судьбой высшего образования в России. За последние годы по вопросам школы и, в частности, вышей школы выросла целая литература, книжная, журнальная и газетная, авторами которой лишь в небольшой части были преподаватели; и как авторы, так и внимательные читатели этой литературы не могли не прийти по множеству вопросов к определенным и твердым воззрениям.

В речи управляющего министерством заслуживают преимущественного внимания несколько принципиальных пунктов. Прежде всего сюда относится заявление, что «министерство народного просвещения не вносит на рассмотрение комиссии каких-либо определенных проектов новых уставов, а обращается в комиссию с просьбою высказаться по основным вопросам, та или другая постановка которых естественно и должна определить редакцию подлежащих затем проектированию уставов». Слова эти указывают, что комиссия собрана, во-первых, накануне нового университетского устава и, во-вторых, что задача ее не критическая относительно министерских взглядов, а творческая в самом министерстве. Этим объясняется необыкновенно высокий состав комиссии. Можно сказать, не министерство собрало у себя комиссию, а оно само in pleno, как со стороны административной, так и ученой, как центральной, так и периферической, собралось в комиссию, чтобы обсудить положение высшей у нас школы, ничего пока не предрешив, имея перед собою только серию вопросов, с одной стороны, и серию наблюдений и фактов — с другой. Невозможно не признать, что первый шаг министерства на данном пути, выразившийся в таком составе созванных лиц, как и чуждое предрешений отношение управляющего министерством к имеющим начаться работам комиссии, представляет собою меру удачную, внушающую надежды.

Второй принципиальный пункт в речи управляющего министерством, на который следует обратить внимание, заключается в сознании огромной трудности задачи и признании ограниченности средств преодолеть эти трудности. Иногда меньше надеяться — значит большего достигать. «Нельзя скрывать от себя, — сказал управляющий министерством, — что и при возможно правильном разрешении организационных вопросов, касающихся высших учебных заведений, останутся незатронутыми серьезные факторы, влияющие на успешность деятельности и на благополучие рассадников научного образования в России. Многие важные причины, осложняющие нормальное течение академической жизни, коренятся в явлениях, не поддающихся воздействию высшей школы. Эта последняя, соприкасаясь с обществом, имеет дело со слушателями, переживающими, в бытность свою студентами, разнообразные внешкольные влияния». В высшей степени важно, чтобы слова эти ярко и повсеместно запомнились, ибо в них содержится справедливое сетование министерства на то, что на него возлагается полнотою ответственность, которую оно может принять на себя только частью. Нельзя не сознаться, что за последние три-четыре года министерство народного просвещения делает напряженнейшие усилия, производит гигантскую работу, чтобы справиться с лежащею на нем задачею нормального и здорового воспитания отрочества и юношества в стране, и что, несмотря на это, оно не только сейчас, но и в будущем не надеется справиться полно и удовлетворительно с этою задачею, разрешение которой зависит вовсе не от него только, а от множества посторонних факторов, лежащих вне всякого влияния министерства. Есть границы и для законов. Закон должен быть мудр и осторожен; но он не всесилен, и было бы слишком легко управлять историею, направлять исторические явления, если бы для этого не требовалось ничего, кроме издания новых и новых законов. К числу таких «исторических явлений», очень сложных по происхождению и по проявлениям, принадлежат и анормальности в нашей университетской жизни. Невозможно с ними не бороться, не стараться победить их; но управляющий министерством справедливо указал, что нельзя надеяться найти против них панацею с математически точным расчетом и уверенностью действия. Во всяком же случае каждый русский человек и все русские семьи увидят, что министерство народного просвещения выказывает не только несомненную энергию, но и такую предусмотрительность и осторожность в шагах своих, о каких и помина не было при несчастной и надолго все испортившей у нас реформ 1871 и 1884 годов.


Впервые опубликовано: Новое время. 1902. 2 окт. № 9547.

Василий Васильевич Розанов (1856-1919) — русский религиозный философ, литературный критик и публицист, один из самых противоречивых русских философов XX века.



На главную

Произведения В.В. Розанова

Монастыри и храмы Северо-запада