В.В. Розанов
Новый тип губернских училищ

На главную

Произведения В.В. Розанова



Тип училищ для подготовления местных, в губернии, служащих представляет наибольшую новизну и оригинальность в предположенном плане преобразования средней школы. Училища эти имеют законченный в себе курс. Стоят в стороне от гимназий и реальных училищ. Объем учения замыкается в шести классах. Их цель определенно выражена в следующих словах Высочайше преподанных министру народного просвещения указаний: «Окончание курса в этих учебных заведениях дает право на службу в губернии».

Можно здесь слово «право» прочесть как «преимущественное право». До сих пор названные службы у нас исполнялись людьми самого неопределенного образования, большею частью «выбывшими до окончания курса» в гимназиях, или людьми специального образования, не нашедшими своей «доли» в специальной профессии. Всякого рода «изгои» и неудачники находили себе приют в низших ярусах уездной и губернской службы. Между их подготовлением в школе и практическою службою не было никакой связи, ничего общего. Нисколько они к этой службе не готовились, а куда готовились, туда не попали и рикошетом пали на нивы мелкого письмоводительского труда, мелкого чиновничества, вечных «титулярных советников». В подобном положении вещей нельзя было не усматривать некоторого пренебрежения к местной губернской и уездной службе, «которую может выполнить всякий человек с красивым или удовлетворительным почерком пера».

В Высочайше преподанных указаниях, однако, не оговорено, что окончившие курс в этого типа учебных заведениях будут занимать одни «низшие ярусы уездной и губернской службы». «Право на службу в губернии» скорее обнимает собою всякую службу, и притом как строго чиновническую, так и службу в административных частях земства и городского управления (письмоводители, «делопроизводители», секретари в земской управе и в городской управе). Сюда, вероятно, относятся также некоторые письмоводительские и даже юридические должности в селе, напр., волостного писаря и даже, может быть, земского начальника. Ряды уездной полиции и администрации, вплоть до исправника, тоже, может быть, будут заполняться питомцами этого типа школ. Словом, как сказано в третьем пункте Высочайших указаний, «местная губернская служба» будет обставляться этими учениками, число которых, вероятно, в самом непродолжительном времени станет очень значительно, в то же время разредив число питомцев гимназий, а с ними и университетов. Скромность, трудолюбие, послушание, хорошее знание своего отечества («отечествоведение») и отличное знание своей губернии, при некоторой тусклости «мироведения», станут вероятным идеалом и вероятною нормою этого важного типа училищ.

Нельзя в них не видеть расширенной и улучшенной формы старинных «уездных училищ», которые в стародавнюю николаевскую пору, при небольшом и твердо усваиваемом курсе Закона Божия, русского языка и арифметики, создавали контингент мелкослужащих в уездных и губернских учреждениях. Нельзя в них не видеть и расширенной формы старинного гимназического предмета «законоведения», ознакомление с которым давалось гимназистам ввиду возможности для них вместо университета пойти по окончании курса гимназии в местную чиновную службу. В теперешних шестиклассных училищах также, без сомнения, будет даваться курс законоведения, в чем, собственно, и выразится подготовление к «местной губернской службе». Особенно детально здесь должна будет изучаться система губернского и уездного управления, как бюрократического, так и земского и городского. Подобно тому, как математика есть основной предмет военных школ, Закон Божий — семинарии, латынь — классической гимназии, так применительно разработанная юриспруденция должна составить, очевидно, основной предмет нового типа училищ. Но в наше время чиновник есть уже не только «письмоводитель», а большею частью он в точности «дело»-производитель, или по крайней мере на этот путь внутреннего преобразования его силятся перевести наиболее энергичные министерства. Служить, хотя бы в губернии или в уезде, в министерстве финансов и в министерстве земледелия — значит прежде всего уметь ответить на некоторые вопросы экономического и хозяйственного характера. Итак, сверх юриспруденции в новом типе училищ, вероятнее всего, будет даваться обстоятельный обзор экономического, хозяйственного и естественно-исторического состояния своей губернии; ученики будут ознакомляться с почвою, местными промыслами, способами земледелия своей губернии. Вообще всякого рода фактический материл, вводимый в обширно понимаемую науку «статистики», но применительно к данной губернии и порознь к отдельным ее уездам, без сомнения, заполнит шесть лет учения, вовсе не первоначального, а именно среднего. Если министерству народного просвещения удастся хорошо организовать этот тип школы, дать ей зорко обдуманную программу и хорошо составляемые учебники, то можно надеяться, она сыграет в России хорошую служебную роль.

Воспитание в ней, будучи религиозным и патриотическим, однако, должно воздержаться от подавления активных сторон души и выработки одних только пассивных, «послушливых». Даже в солдате, который представляет собою идеал дисциплины и дисциплинированности, ныне признано всеми государствами, по образцу Пруссии, необходимым развивать не одну способность повиновения, но и способность действовать на свой страх и под своею ответственностью. Тем более это необходимо решительно во всяком чиновнике. С типом Акакия Акакиевича, как он ни удобен для приказывающего, решительно невозможно управлять обширною Империею. Такой тип выгоден для ближайшего начальника, но убыточен для всей России и вовсе не нужен для высшего начальства. Как бодро, весело и осмысленно смотрит солдат, так бодро, осмысленно и знающе должен смотреть последний «коллежский регистратор» в губернском управлении, в управлении уделов, в казначействе, на почте, в телеграфе, в земской управе или в думе. Он должен уметь каждому гражданину, всякому обывателю дать небольшой юридический совет, сделать надлежащее административное указание. Чиновнику давно пора стать другом населения, а не чужеядным в нем растением, не каким-то канцеляристом, которому есть дело только до начальства, а не до уезда, не до обывателя. В таковом преобразовании чиновника и духа чиновничества и должна состоять главнейше задача этих новых училищ. И дай им Бог так же сослужить, в своей специальной сфере, службу России, как сослужили учительские институты и учительские семинарии, которые поминаются добром и дали светлый ореол своим питомцам.


Впервые опубликовано: Новое время. 1903. 16 апреля. № 9738.

Василий Васильевич Розанов (1856—1919) — русский религиозный философ, литературный критик и публицист, один из самых противоречивых русских философов XX века.


На главную

Произведения В.В. Розанова

Монастыри и храмы Северо-запада