В.В. Розанов
О физическом воспитании в гимназиях

На главную

Произведения В.В. Розанова


Опубликованные результаты занятий подкомиссии под председательством г. Анрепа касательно физического воспитания в гимназиях не имеют пока характера определенных и твердых норм, предлежащих к исполнению, но предположения, в ней высказанные, все же станут руководственными при установлении окончательных норм. Новым является здесь введение ручного труда и фехтовального искусства. Все виды прочих эстетических и физических упражнений, как-то: пение, музыка, танцы, гимнастика существовали и прежде, но существовали или слишком в зачаточной форме, или в форме более или менее случайной. Все зависело от предрасположенности или непредрасположенности директора гимназии, который мог или устроить гимнастический церковный хор, или не устраивать его; мог ввести танцы или не вводить их. Обучение музыке почти вовсе отсутствовало. Комиссия г. Анрепа и взгляды, ею высказанные, без сомнения, дадут толчок всем учебным заведениям в сторону положительного развития как физических, так и эстетических упражнений учеников. Может быть, много личных добрых порывов директоров гимназий и отдельных преподавателей, которые не знали, предпринимают ли они что-то одобрительное или неодобрительное в глазах высшего начальства, заводя, например, занятия музыкою, устраивая гимназические оркестры и хоры, — теперь развернуться свободно, когда сверху сделано определенное и решительное указание. Рекомендуемое теперь устроение в гимназиях вокально-музыкальных вечеров, с присутствием на них родителей и родственников учеников, внесет, несомненно, в жизнь школы много оживления и дружеского товарищества. Создав центр удовольствий в самой гимназии, ученические хоры, оркестры и вечера будут способствовать развитию, так сказать, школьного патриотизма, привязанности учеников к своему училищу. Это очень важно. Школьная "учеба" до сих пор отличалась у нас таким меланхолическим, унылым характером, до такой степени действовала только в сторону утомления, а не оживления, что ученики поневоле искали этих оживлений, развлечений и удовольствий на стороне, и нужно ли объяснять, как часто они наталкивались в этих поисках на что-нибудь недоброкачественное, грубое и вредное. Давно пора было сделать школу не только поприщем умственного, учебного труда, но и некоторого, хоть в небольших и скромных размерах, ареною удовольствий. А собираясь на вокально-музыкальные вечера, к которым можно прибавить и выразительное, артистическое чтение прозы и стихотворений учениками, родители и родственники учеников, т.е. образованное общество маленького провинциального города, будут и взаимно знакомится и сплачиваться на наилучшей почве интересов, какую можно придумать. Таким образом, эта сторона реформы учебных заведений заденет не одну школу, но и жизнь общества.

Все артистическое, в том числе даже и ручной труд, нам думается, может быть введено не как строгий и сухой урок, а как занятие, к которому свободно приучаются ученики под эластическим воздействием начальства и наставников. Всякий вид муштровки едва ли был бы здесь уместен. Работа на верстаке, будь она принудительна, станет противна, как арестантский труд. Напротив, избранная самостоятельно, она сделается для ученика любимым отдыхом от теоретических умственных занятий другими предметами гимназического курса. В этом отношений, пожалуй, можно порадоваться, что повсеместное и регулярное введение ручного труда, пока признано невозможным в гимназиях по недостатку помещений в них и средств для приобретений коллекций инструментов. Но в высшей степени желательно, чтобы это не было понято начальством учебных заведений, как намек на дозволение ничего не предпринимать в данной сфере. Нет, предпринимать нужно, и Петербург должен последить за этой новизною в провинции.

Очень важна в новых предположениях самостоятельная установка гимназического врача в педагогическом совете гимназии, с предоставлением ему инициативы в устроении и в контроле физических упражнений учеников. Жизнь учебного заведения так много часов в сутки вбирает в себя, что вся гигиеническая сторона как времяпровождения в ней, так и специальных упражнений не может быть оставлена без постоянного врачебного надзора. Развились целые "школьные болезни", неизвестные вне школы или, главным образом, обязанные своим происхождением школе. На зло это давно неслись жалобы, и хорошо, что хоть поздно, но оне, наконец, услышаны.


Впервые опубликовано: Новое время. 1902. 21 марта № 9355.

Василий Васильевич Розанов (1856-1919) — русский религиозный философ, литературный критик и публицист, один из самых противоречивых русских философов XX века.



На главную

Произведения В.В. Розанова

Монастыри и храмы Северо-запада