В.В. Розанов
О курсовых старостах

На главную

Произведения В.В. Розанова


Все, что бесформенно существует, бесформенно и живет, и движется. Поэтому отсутствие организации всегда есть синоним беспорядка, нестроения. Вот мысль, довольно элементарная, которая положена в основу учреждения курсовых старост в университетах. Пункт пятый, опубликованный в № 9513 правил гласит: «На курсовых собраниях допускается избрание курсовых старост из числа студентов данного курса: старосты избираются на годичный или меньший срок для сношений по делам курса с преподавателями и администрацией данного учебного заведения и для исполнения касающихся студентов подлежащего курса поручений ректора или профессора-куратора». Это не представляет чего-либо совершенно нового у нас, так как курсовые старосты существуют в Военно-медицинской академии.

Это составляет первый шаг к тому, чтобы студенческую молодежь, до сих пор не имевшую никакого решительно внутреннего распорядка, никакого внутреннего строения, превратить в нечто правильное, осмысленное, до некоторой степени — единоличное, с способностью голоса, воззрения и осмысленности. Студенты были до сих пор просто толпою, с возможностью в ней всех явлений, присущей всякой народной толпе. Село крестьян менее, чем в две тысячи человек населения, имеет свой сход, своего старосту; имеют свою организацию и своих выборных ремесленники, мещане. Студенты данного университета, числом колеблющимся около двух тысяч, состоящие из людей, достигших гражданского совершеннолетия, и сплошь состоящие из людей более, чем со среднем образованием, конечно, могут иметь организацию и то право выбора, которого не лишены ремесленники, мещане и мужики. Положение «учеников» есть более имя в них; «учениками» по положению являются и молодые ученые, командируемые в иностранные университеты для завершения образования. Слушание лекций в университете есть более наружное положение, нежели точное и строгое состояние ученичества, и решительно невозможно рассматривать две тысячи бородатых молодых людей, как класс гимназистов, и вести их в соответствуемой ученической муштровке. Собранные в целях науки, имеющие впереди службу или ученое поприще, в некоторых частях чрезвычайно бедные, в других — богатые, соединенные все чувством тесного товарищества, конечно, на четыре года университетской жизни, эти молодые люди могут оформиться в самую цветущую, красивую, благоустроенную и довольно свободную жизнь, со множеством своих удовольствий и маленькою, зачаточной наукой и литературой у себя. Дай Бог, чтобы и курсовые собрания, и учреждение курсовых старост пошло в этом направлении — красоты и роста внутренней собственной жизни университета. При бесформенности -жизнь студенчества не могла никак сложиться. Главные связи студента завязывались вне стен университета. Теперь все должно пойти по пути сосредоточения университетской жизни внутри самого университета.

Инструкция касательно старост и курсовых собраний будет дана не общеминистерская, а, по пункту шестому «Правил», «составляется советом данного учебного заведения или соответствующим совету учреждением». Таким образом, и здесь проведен принцип жизни единичной педагогической «ячейки», бытие которой не подавляется жизнью целого. Совет университета призывается к широким задачам организации и выходит из прежнего безличного и пассивного положения. Педагогический сон или, точнее, расположение к сонливости университетов в верхнем их этаже, где она была и насколько была, должны теперь кончиться. В свое время профессор был только чтец лекций. Пожалуй, самая солидная часть профессоров беззаветно уходила в науку, являясь на два часа на кафедру, почти только чтобы прочесть отчет перед студентами о состоянии науки. Собственно учебная, учащаяся жизнь университетов была крайне неразвита, монотонна, сводясь к пассивному слушанию лекций, а не к занятиям наукою. За выслушиванием лекций у студента оставалось множество времени и простора, которых университет никогда не умел и не пытался утилизировать. В Юрьевском университете, где были старинные корпорации, оне и поглощали в своем «буршестве» этот досуг и простор; в остальных русских университетах, где этих корпораций не было, время и силы юношества уходили на совершенно непредвиденные вещи, не только вне руководства, но и вне ведения профессорской коллегии.


Впервые опубликовано: Новое время. 1902. 1 сент. № 9516.

Василий Васильевич Розанов (1856-1919) — русский религиозный философ, литературный критик и публицист, один из самых противоречивых русских философов XX века.



На главную

Произведения В.В. Розанова

Монастыри и храмы Северо-запада