В.В. Розанов
О нормировки вознаграждения учительского труда

На главную

Произведения В.В. Розанова


Сколько лет уже пишется и говорится о недостаточном обеспечении нашего учащего персонала. И обещалось, и можно было думать, что за обещаниями, которые проносились счастливым эхом по равнинам России, последуют более тихие административные распоряжения, изменятся цифры в «требовательных ведомостях», по которым получается жалованье из министерства народного просвещения, из губернских земств и училищного совета при Святейшем Синоде. Эхо проносилось, обещания успокаивали. Публицисты и городская публика, имеющая суждения «с весом», не раздражались более. А между тем проходит время, и какое-нибудь сведение вдруг обнаруживает, говоря словами дедушки Крылова, что

Воз и ныне там

и что «лебедь, щука и рак», наполнив атмосферу шумом своих препирательств о «компетенции учить», о «прерогативе просвещать народ», трогательно согласны только в одном, что учитель сельский «и так сыт», и если сравнять его в средствах содержания с петербургской кухаркой или горничной, то он «с жиру взбесится». В самом деле кухарка при полном готовом содержании получает 10-12 р. в месяц собственно на чай, обувь и белье и выходную одежду, потому что носильное платье обычно дарится им к праздникам Рождества и Пасхи. От этого каждая решительно кухарка, проведя всю жизнь в полном довольстве, под старость лет сколачивает еще незначительный капиталец. Что говорить, еда дело важное, и русский человек рад хорошо поесть и за удовольствие добропорядочной еды не прочь хорошо заплатить. Но все же не мешало бы русскому человеку и вспомнить, что воспитание детей тоже не из последних по важности вещей и что платить наставнику их менее чем кухарке или горничной, зазорно для совести и совестно перед Богом. В «Волховском Листке» приведена таблица годового жалованья сельским учителям и учительницам в 1884-85 гг. и в 1899-1900 годах. Вот она с показанием разницы за 15 лет:

Новгородский.......... 198 р...........204 р........ + 6
Старорусский.......... 190 » ..........223 » ........ + 33
Крестецкий.............. 298 » ..........285 » ........ — 13
Деминский............... 254 » ..........248 » ........ — 6
Валдайский.............. 217 » ..........267 » ........ + 50
Боровичский............ 198 ».......... 211 ».......... + 13
Тихвинский.............. 267 » ..........256 » ........ — 1
Устюженский........... 242 » ......... 223 » ........ — 19
Череповецкий.......... 265 » ......... 226 » ........ — 40
Кирилловский.......... 211 » ......... 221 » ........ + 10
Белозерский............. 210 » ......... 244 » ........ + 34

Таким образом, из двенадцати уездов в пяти вознаграждение учителей за 15 лет даже упало ниже прежнего, и нигде оно не достигает 300 р. в год. т.е. 25 руб. в месяц, местами равняясь 17 руб. 50 коп. Остающаяся за вычетом 10 или 12 р. сумма в 7 р. 50 к. или в 5 р. 50 к. представляет стоимость того содержания, которое кухарка и горничная получают натурою, т.е. стола и носильного платья. Само собою разумеется, что и в одном и в другом, а особенно в столе, городская прислуга имеет перед учителем и учительницею неизмеримое превосходство.

Автор статьи в «Волховском Листке» указывает, что уменьшение жалованья земским учителям и учительницам последовало как раз в тех уездах, которые пользуются в губернии репутациею «прогрессивных».

Это вполне возможно, и около этого не нужно ставить каких-нибудь комментариев в том роде, что прогрессивность земцев не мешает им оставаться равнодушными к положению тружеников школы. Желание сколько возможно увеличить число школ, провести через грамотность, если не все сельское население, то значительнейшую его часть, понудило, без сомнения, указываемые уезды открывать новые и новые школы, что не только не позволило увеличить содержание учителя, но даже его уменьшить. Земство, имея определенный, очень небольшой бюджет на школы, бьется между двумя равно мучительными вопросами: увеличивать ли грамотность народа, обеспечивать ли учителя. Жалованье последнего падает до такого минимума, ниже которого уже не может взять никакой учитель. Из борьбы этих двух течений, равно законных и противоположных, вытекает положение сельского учителя, действительно чрезвычайно грустное. Но было бы неосторожностью взваливать ответственность за него на деятелей земства. Последнему ничего бы не стоило, имея очень немного школ, не только удовлетворительно, но и отлично обеспечить учителя. Никто бы из педагогов на земцев не жаловался, но это отсутствие жалоб не свидетельствовало бы о сколько-нибудь удовлетворительном положении образования в уезде. Оно было бы скверно и даже чрезвычайно скверно. Нам кажется в этом безысходном положении, в котором находится земство, к нему должно прийти на помощь министерство народного просвещения. Именно подобно тому, как оно субсидирует гимназии и прогимназии, получающие основную часть своего бюджета из ассигнования городской думы, так министерство может вносить доплату к содержанию сельского учителя, когда это содержание спускается ниже определенной нормы. Вообще нормировка учительского жалованья, конечно, не может быть одинакова для земств всех губерний, но она может быть одинакова для всех училищ одного типа в каждой порознь губернии. Так, в приведенном примере Новгородской губернии наибольшая сумма, именно 285 р., получается только в одном Крестецком уезде. Для министерства не составило бы чрезвычайного обременения принять эту сумму за норму в данной губернии, ассигновать из своих сумм добавочную до 285 р. приплату для всех остальных десяти уездов. Нужно заметить, что лишь сколько-нибудь удовлетворительное вознаграждение учителя может гарантировать и успешность его преподавания. Ибо на нет и суда нет, и можно желать, но невозможно требовать и искусства, и старательности со стороны человека, который сам едва прокармливается от труда своих рук.


Впервые опубликовано: Новое время. 1903. 4 марта. № 9697.

Василий Васильевич Розанов (1856-1919) — русский религиозный философ, литературный критик и публицист, один из самых противоречивых русских философов XX века.



На главную

Произведения В.В. Розанова

Монастыри и храмы Северо-запада