В.В. Розанов
<О «Новом Пути»>

На главную

Произведения В.В. Розанова



«Наши богоискатели», говоря языком «Миссионер. Обозрения», получают некоторое признание себя и в специальных духовных сферах. Недавно еще (см. июньская книжка «Богослов. Вестн.») проф. А.Н. Введенский на торжественном диспуте, в стенах старейшей Духовной Академии, сделал ссылку на протоколы «Религиозно-философских собраний» в С.-Петербурге и, указывая на ход мысли, там выраженной, предложил диспутанту и товарищам по науке приступить к переработке «методов догматики» (речь его перед диспутом так и озаглавлена: «К вопросу о методологической реформе православной догматики»; произнесена она 9 апреля нынешнего года). В последней же книжке «Нов. Пути», где печатались эти протоколы, помещено письмо-статья за подписью «священника П.», под заглавием: «Странные люди», начинающаяся так:

Для большинства современных представителей церкви религиозные идеи главных деятелей «Нового Пути» Мережковского, Розанова, Минского и проч. — невместимы, странны, безумны. Некоторые делают вид, что им понятны эти идеи; в действительности же им доступно только внешнее логическое их выражение, дара же внутреннего озарения и проникновения в сущность «странных глаголов» им не дано.

И, далее, в заключение довольно длинного письма:

Между тем, увидевшие новые горизонты веры, созревшие для новых откровений духа, небольшою кучкою вдохновенных пилигримов с затаенною надеждой приблизились к дверям спасительного храма. Они прошли сквозь пустыни неверия, чрез стремнины сомнения. С лона природы, из зеленеющих дубрав, с простора полей, с свободной выси горных хребтов, — богатые опытом прошлых народов, вместившие всю полноту их религиозного знания, — они притекли в храм Единой Истины и здесь увидели мрачные сени, тишь многовекового застоя. Сквозь мрак с трудом разглядели дивные черты своего Бога. И вот теперь страстно просят хранителей храма потоками света спугнуть спустившийся сумрак, воздухом свободы обвеять атмосферу веков. А им на это говорят: «Странные люди!» У порога храма они сложили все собранные в долгом пути сокровища мира, умоляя жрецов принять и освятить эти дары, — а им в ответ: «Ничто мирское да не входит сюда!» Время идет. Они ждут. Неужели не примут их дары и возвещаемой ими истине не дадут места в храме?

Время идет. Нарождаются новые души с жаждою новых прозрений. Для них «странные люди» — желанные гости, дорогие вестники идущей религиозной весны. В смелых речах пилигримов они чуют воду живую, утоляющую заветные устремления сердца. От этих речей пробуждаются «спящие во гробах», загораются новым пламенем души, и пламень этот — верим — со временем широкими волнами обойдет всю землю нашу, им расцветится и самый «недоступный храм», навстречу грядущему Солнцу — Христу. Да будет так!

Священник П.

Все это знаменательно. Значит, и часть священников, и часть представителей академической богословской науки (проф. А.Н. Введенский — автор нескольких капитальных трудов) признает raison d'etre [разумное основание (фр.)] за нашими «богоискателями». И кажется, это полнее и лучше выражает нашу терпимую славянскую натуру и самый дух кроткого православия, нежели поднимающиеся кое-где окрики на «богоискателей». Пусть их ищут. А где не найдут или найдут что дурное — во власти критики всегда остановить их, да, остановивши, — и поучить маленечко «плеточкой», говоря словами «Домостроя», конечно «плеточкой» словесной.


Впервые опубликовано: Новое время. 1904. 18 июня. № 10163.

Василий Васильевич Розанов (1856—1919) — русский религиозный философ, литературный критик и публицист, один из самых противоречивых русских философов XX века.


На главную

Произведения В.В. Розанова

Монастыри и храмы Северо-запада