В.В. Розанов
О преждевременной торопливости

На главную

Произведения В.В. Розанова



Есть истины старые и даже твердо усвоенные, но усвоенные не всеми и которые приходится повторять для отдельных групп читателей, где эти истины или сомнительны, или неизвестны. Единство жизни двух поколений, стареющего и молодого, может созидаться на взаимном их уважении: не на уважении к слабостям каждого из них, а на уважении к серьезному в обоих. Выше и старого, и молодого поколения стоит Россия, и серьезное в обоих поколениях есть то, что служит России, а несерьезное есть то, что эгоистично и ничему не служит, кроме как прихотям и капризам возраста, все равно, старого или молодого. Никому не симпатичен старик-брюзга, ворчащий на все новое и осуждающий всякое движение вперед, потому что оно мешает его покою. Но совершенно в эту же меру и по этим же основаниям не симпатичен юноша без зрелого и вдумчивого отношения к окружающему, без серьезного вопроса о труде своих родителей и вообще о труде и заботах более зрелого слоя общества. Единение двух поколений должно быть единением лучших их частей, здоровых, а не патологических, деятельных, а не косных, оригинальных и самостоятельных в мысли. Право, России нет дела ни до тех, кто был молод в 1861-66 годах, ни до тех, кто молод в 1900-1903 году. Не взирая на лица, она, давая бесконечно много каждому из нас, обратно в каждом из нас хочет видеть и вправе видеть только давальца. Она взвешивает полученное, не спрашивая об имени давшего, ни о годе его рождения.

Мы упомянули о 61-м и 66-м годах минувшего века, которые навсегда останутся поучительными в русской истории. Молодые выходки и 61-го и 66-го годов, можно сказать, состарили Россию, перед тем цветущую, сильную, надеющуюся, — состарили и заставили вырасти у нее горб. Что Россия потеряла в материальном и просветительном отношениях через приостановку начатых было преобразований, как это отразилось на устройстве крестьянского быта, на благосостоянии его, насколько вообще благосостояние нормируется гражданским строем, на положении суда, печати, — об этом знали и плакали старые части общества, а не молодые, не имевшие живого и полного представления о том, что было сделано в отечестве вчера или предполагалось сделать назавтра и что действительно было сделано. Напрасны были бы ссылки на то, что и «молодые силы» общества при этом пострадали, что «виновные уже наказаны». Неосторожность машиниста, из-за которой гибнет поезд, стоит самому ему жизни, но бедствия остальных пассажиров бывают при этом столь велики и чрезмерны, что очень мало думается о судьбе машиниста и вызывает скорбь и ропот только огромный тяжеловесный факт крушения поезда.

Вот отчего даже небольшие волнения среди учащейся молодежи порождают не только тревогу за личную их судьбу, не только сожаление, что у России становится меньше сознательных и даровитых работников, уже совершенно приготовленных, вырастает еще тревога за большую зрелую работу в России, которая непрерывно совершается зрелыми частями общества, и получает как бы «палку в колесо» в каждом недостаточно взвешенном действии учащейся молодежи. А это старшее поколение (отнюдь не старое) работает не в свою пользу, а для России, на Россию. Здесь есть начинания, здесь есть надежды; здесь есть возможности, которые перейдут или не перейдут в действительность. Все это меркнет, все поливается мертвою, а не живою водою при малейшем, излишне «оживленном» и необдуманном действии учащейся молодежи. Четыре года учения, столь краткие годы, быстро протекающие, пусть она сосредоточит всецело на науке: это всегда и для всего пригодится, возместить это невозможно нигде, кроме университета, воспользоваться этим для серьезного действия, каково бы оно ни было, настанут годы во всяком случае более благоприятные, чем годы студенчества.

В тех же людях, которые сейчас сидят на школьной скамье, их старшие братья и их отцы, словом, все старшее поколение, хотели бы иметь сотрудников, друзей, но не сейчас, а немного позднее. Нет подвига без терпения; на нетерпеливости ничего никогда не создается. Легкая воспламеняемость — не залог энергии. Да и все эти качества не русские, не русско-народные. Русский народ медлителен, упорен, терпелив, настойчив. Не все эти качества, но все-таки хоть тень их, было бы отрадно видеть и в молодом цвете русского общества, который всегда гордился народным духом, связью с народом. Для этого не требуется никакой перемены в убеждениях, ничего податливого даже в характере, а только большее самообладание, устойчивость, рассчитанность шага. «Семь раз отмерь, а раз отрежь» — это вполне применимо к искусству и опытности жить и действовать.


Впервые опубликовано: Новое время. 1903. 4 апреля. № 9728.

Василий Васильевич Розанов (1856—1919) — русский религиозный философ, литературный критик и публицист, один из самых противоречивых русских философов XX века.


На главную

Произведения В.В. Розанова

Монастыри и храмы Северо-запада