В.В. Розанов
О проекте частного Технологического института

На главную

Произведения В.В. Розанова


Г-н Мазинг, известный московский педагог, представил в министерство народного просвещения проект частного Технологического института. Институт этот, согласно проекту, будет содержаться на средства его, Мазинга, составленного им совета учредителей, внесших предварительно не менее трех тысяч рублей, и на возможные частные пожертвования отдельных лиц и общественных учреждений. Преподаватели могли бы вступить в совет при условии, если они в течение трех лет службы в нем будут отчислять половину своего заработка и во всяком случае не менее 1000 р. Сюда следует, конечно, присоединить очень значительную плату за учение, которая может возрасти до 50000 р. и более в год. Если принять во внимание колоссальные новые клиники Московского университета, воздвигнутые на Новодевичьем поле исключительно на частные пожертвования, простиравшиеся до нескольких миллионов, то само собою разумеется, что и постройка и содержание Технологического института на частные средства также не представляют собою какой-либо невозможности. Параллельно можно припомнить и Медицинский женский институт в Петербурге, организовавшийся и существовавший первое время также на частные средства. Вообще материальная сторона дела не вызывает против себя никаких возражений. Государству так же странно было бы озабочиваться ею, как и вопросом, что такое-то затеваемое промышленное предприятие погибнет от недостатка заказов и вообще сбыта продуктов. Пожалуй, открытие частных учебных заведений, при напоре учащихся и готовности вносить довольно высокую плату за учение, может даже считаться довольно выгодным "помещением капитала в предприятие". Остается сторона идейная. Доступны ли вообще частному лицу организация и руководительство высшим учебным заведением? Будут ли настоящее там учение и надлежащее поведение учеников?

Отчего нет? Катков организовал лицей, а Леонтьев руководил им. А лицей гораздо более сложное учебное заведение, нежели Технологический институт. Министерство народного просвещения пока не обладает достаточными средствами для удовлетворения всей нужды страны в техническом образовании, и приходится ежегодно отказывать до половины из общего числа стучащихся в двери этих заведений. При бессилии министерства обслуживать всю надобность, и законную надобность, страны, без сомнения, элементарно-добросовестный взгляд на дело требует, чтобы оно допустило частных лиц и частные средства обслужить ту же надобность. Проект г. Мазинга был рассмотрен в ученом комитете министерства и за немногими поправками был одобрен. Это первый, но очень важный шаг, и, будем надеяться, он сослужит службу примера. Частные заведения среднеобразовательного типа у нас отлично идут. Стоит вспомнить несколько образцовых частных женских гимназий в Петербурге и таковую же женскую гимназию г-жи Перепёлкиной в Москве. Но за высшие учебные заведения частная инициатива еще не бралась, за исключением примера Каткова и Леонтьева. Между тем образование и воспитание юношества - это вообще одна из самых благодарных областей применения частной инициативы, частного труда, личного таланта. У нас были великие педагоги, не уживавшиеся на "казенной службе", ибо последняя есть форма и единообразие, а талант всегда личен и обособлен. Потеря этих талантов для России тягостна. Вспомним Н.И. Пирогова, который не "ужился" на должности попечителя киевского учебного округа, на которой и до него, и после него уживались совершенно обыкновенные смертные. Подобные исключительные таланты при большом применении к образованию частной инициативы в открытии учебных заведений уже не пропадут для России. Министерство может блюсти свою "форму" (мы говорим о нем не в теперешней его фазе), а Россия воспользуется своим талантом.

С технических заведений особенно удобно начать эту инициативу, ибо по самому составу наук и занятий они более сужены и менее стоят в круговороте идейного движения страны. Словом, именно эти учебные заведения внушают менее всего подозрительности насчет "направления" в них. Наконец, что касается твердых успехов в науках, то государство всегда может иметь на экзаменах своих представителей и даже взять экзамен совершенно в свои руки (наподобие "государственного экзамена"), хотя это едва ли желательно. Но что бесспорно представляет выгоду частного технологического института, то это возможность для него стать гораздо ближе к миру частной производительности, к фабрикам, заводам, напр. московского промышленного района. Казенному учебному заведению нужно о всем "переписываться" и "делать представления в Петербург". А директор частного технического института может сам съездить на фабрики, поговорить с директорами фабрик и быстро приноровиться к тому, чего они требуют от техники и от техника. С другой стороны, и питомцам выгодно поступить в такое заведение, из которого они, окончив курс, сразу поступают на "дело", и "дело" их ждет с радостью, не "отнекиваясь" от них, как от ученых чиновников.


Впервые опубликовано: Новое Время. 1905. 25 янв. № 10377.

Василий Васильевич Розанов (1856-1919) - русский религиозный философ, литературный критик и публицист, один из самых противоречивых русских философов XX века.



На главную

Произведения В.В. Розанова

Храмы Северо-запада России