В.В. Розанов
О расширении прав брака

На главную

Произведения В.В. Розанова


Высочайше утвержденный закон о разрешении вступать в новый брак лицам, разведенным по "вине прелюбодеяния" и которые до сих пор осуждались на "вечное безбрачие", представляет одну из самых значительных реформ в брачном законодательстве за последние годы, по всей справедливости могущую быть поставленною на один уровень с тоже недавнею реформою относительно положения бывших "незаконнорожденных". Государственная, каноническая, бытовая и нравственная стороны, замешанные в этот вопрос о "виновных в прелюбодеянии", задерживали своею сложностью разрешение его и были причиною многочисленных личных томлений и страданий. Но все приносилось в жертву кажущемуся "столпу" в брачном законодательстве, по которому по крайней мере один из супругов обязан был в случае развода жестоко пострадать, дабы оба они (супруга) избегали искать его и жили лучше как-нибудь, безнравственно, ожесточаясь один на другого, покушаясь на жизнь друг друга, но все же, однако, сохраняя декорум брака. Вообще законодателю было при этом легко, не тревожно, хотя пропорционально было мучительно, тяжело и беспокойно населению. Ближайшие же годы покажут влияние нового закона, одним из последствий которого будет немедленное вступление в оформленный брак множества лиц, до сих пор сожительствовавших без формы. С другой стороны, воображать, что новый закон будет способствовать легкому расторжению прежних, пусть не очень счастливых браков, решительно нет основания, ибо если избегает каждый без крайности даже менять квартиру, если мы привыкаем к платью и покрою и вообще привычка действует даже в этих пустяках, то как же мы оценим колоссальное действие: 1) привязанности к рожденным уже детям в первом браке и 2) привычки жены к мужу и обратно, вытекающей из психического, физиологического и бытового приноровления. Если, как наблюдают, муж и жена через много лет жизни даже становятся несколько похожи лицом друг на друга, то как, значит, действует скрепляющее и объединяющее начало брака, как он есть, дан, течет! Совершенно очевидно, что разойдутся лишь те окончательно неудачно сложившиеся семьи, которые все равно и без этого закона разъезжались врозь. Но они держались в фиктивной связи; в связи бумажной, по документам, хранящимся в консистории. Всякий понимает, как мало это имеет бытового значения, и насколько лучше, чтобы несколько пошевелились документы в консисториях, нежели чтобы тысячи людей (во всей России) жили порознь, "считаясь мужем и женою" или "не считались ими", когда и общество, и они сами, и все родные их знали о прочной и долголетней их связи, без мысли когда-нибудь прерывать ее.

Новый закон, мы заметили, имеет в себе столько новых сторон и практически так важен, что было бы небезынтересно для множества читателей войти в его теорию и в его историю. Ибо он имеет и то и другое.


Впервые опубликовано: Новое время. 1904. 26 июня. №10171.

Василий Васильевич Розанов (1856-1919) — русский религиозный философ, литературный критик и публицист, один из самых противоречивых русских философов XX века.



На главную

Произведения В.В. Розанова

Монастыри и храмы Северо-запада