В.В. Розанов
<Об учениках гимназий>

На главную

Произведения В.В. Розанова


Опубликованное сегодня циркулярное распоряжение управляющего министерством народного просвещения от 29 июля будет всеми прочитано с чувством самого живого удовлетворения. Из него мы впервые узнаем о существовании «секретных характеристик» учеников, оканчивающих курс в гимназиях, каковые характеристики отправлялись директорами гимназий непосредственно в руки ректоров университетов, — без какого-либо ведения о них самих учеников или их родителей. Не нужно объяснять, как широко можно было иногда пользоваться правом такой характеристики, никем не проверяемой и даже никому, кроме двух лиц, неизвестной; и сколько сюда могло примешиваться субъективного элемента, личного пристрастия как в отрицательном, так и в положительном смысле; наказания столько же, как и потворства, укрывательства. Между тем, такие субъективные и непроверяемые впечатления-характеристики шли в запечатанных официальных пакетах и должны были приниматься там, куда адресовались, как вполне официальный и притом очень важный документ. Отмена этих «характеристик», наполовину опасных и наполовину наивных, и замена их совершенно правильным и вполне открытым фактическим отчетом о поступках и поведении ученика за последние три года пребывания в гимназии составляет важную и почтенную меру расчищения пути между учащимися и учащими, персоналом как гимназий, так и университетов, каковой путь должен быть чист и благороден и ни одна соринка не должна бы падать на него. Вручение отчета о поведении в руки самому ученику, для предоставления его вместе с другими документами при поступлении в университет, сразу делает отношение учебных заведений к молодому человеку ясным, законным и не возбуждающим споров. С тем вместе бывший ученик гимназии читает в этом документе наглядное и обобщенное выражение своих поступков и получает в этом огромный мотив к самообладанию и скромности в старших классах гимназии.

Можно быть уверенным, что эта мера в связи с пунктом 2-м циркуляра о предоставлении остающихся вакансий для приема в слушатели высших учебных заведений ученикам тех средних школ, которых питомцы наименее участвовали в беспорядках в последние годы, отзовется самым благотворным образом на подъеме вообще поведения учеников как до высшей школы, так и в ней. В учениках гимназий и реальных училищ должно возникнуть чувство круговой ответственности и круговой поруки, и всякий студент, принимающий в беспорядках участие, будет невольно и непременно чувствовать, что он вредит своим гимназическим товарищам, своим младшим братьям, проходящим курс им оконченной школы. Этой предусмотрительной мерой гимназическая и студенческая фаза жизни молодого человека, быт гимназии и университета органически связываются. До сих пор это были два мира, ничего общего между собою не имевшие.

Увеличение на 10% комплекта могущих быть принятыми в высшие учебные заведения слушателей, а в университет св. Владимира на 200 человек на всех факультетах 1-го курса, равно как доведение слушательниц высших женских курсов в Москве до числа 300 представляет начало того «раздвижения стен» высших учебных заведений, которое обещано было еще в 1880 году и с тех пор напрасно ожидалось учебною и учащеюся Россией. В самом деле, при бедности у нас книжного света и огромных нуждах в нем России, представляет страшное и тягостное зрелище множество молодых людей, восемь лет подготовлявшихся к высшему учебному заведению, подготовлявшихся действительно и успешно к нему, и перед которыми дверь не отворяется по тому единственному мотиву, что комнаты в аудиториях тесны и что сидений там мало. «Я восемь лет трудился, восемь лет не досыпал ночей, сидя за учебниками, с надеждами, в которых никто и не разуверял меня, а на девятый год меня не хотят более учить потому, что не достает для меня места на товарищеской скамье, единственно по этой физической нужде в скамье и комнате», — такая мысль до того грустна, что ее жутко и на бумаге написать, не то что перенести на своей спине и запечатлеть в своей биографии. Управляющий министерством народного просвещения вполне согласно с нуждами России думает, что ученье ей не нужно, что выучившийся человек — не лишний человек в России. Бодрые успехи да завершат этот взгляд на вещи и на родину.


Впервые опубликовано: Новое время. 1902. 16 авг. № 9500.

Василий Васильевич Розанов (1856-1919) — русский религиозный философ, литературный критик и публицист, один из самых противоречивых русских философов XX века.



На главную

Произведения В.В. Розанова

Монастыри и храмы Северо-запада