В.В. Розанов
Около войны и воюющих

На главную

Произведения В.В. Розанова


Мое внимание, как некоторого «докладчика обществу», каковым по существу является всякий писатель, обращают на положение лиц, живших на попечении и на средства воинов, сражающихся сейчас за отечество, но которые не приходятся этим воинам ни родителями, ни детьми, ни женами. Таковы малолетние или больные братья, сестры, деды, бабки, — изредка дяди и тетки. «Семья» и «дом» в укладе бытовом — шире, чем в юридическом определении и чем стоит в правилах о пайке, денежном и натурою. Между тем явно, что внуки еще беспомощнее детей, что старуха-бабка слабее жены и матери, больная сестра или сестра-калека, слепая, безрукая, малолетняя — не могут же и не должны помирать с голоду, когда их кормилец в 1913 и 1914 годах до июля месяца — с этого месяца борется за отечество и «за освобождение Европы от германского засилья». Между тем не только правительство, т.е. государственное казначейство, не «взирает на сих» последних и слабых, но они оставлены вне ока зрения и земством, и частными благотворительными обществами, и церковно-приходскими попечительствами, учрежденными 20 июля 1914 года. Между тем этот недосмотр существует только у одних православных, — и опять приходится сказать в свою сторону горестное «увы»: и у католиков, и у лютеран таковым сородичам и «домашним» помогают приходы при костелах и при кирках, у татар — общины при мечетях, у евреев — кагалы при синагогах. Только у православных — решительно никто!! Это уже отражается на зрелище быта, крайне печальном: количество нищих именно у православных — всюду возросло по деревням, селам, городам. Лицо, сообщающее мне это, указывает на крайнюю необходимость поспешить скорейшим введением «прихода» у православных, тем более что Высочайшее повеление о разработке проекта положения о приходе последовало еще в декабре месяце 1907 г.

Не можем не обратить на это внимание как всех вообще лиц и учреждений, до сего предмета относящихся, так и специально нового обер-прокурора Св. Синода. Что же, в самом деле, с приходом и почему сей «воз» специфически и вечно без колес? Не движется ни туда ни сюда? И отговорка есть, что приход у нас, русских, находится в «делопроизводстве», и все-таки налично и в жизни — его нет.


Впервые опубликовано: Новое время. 1915. 26 сент. № 14205.

Василий Васильевич Розанов (1856-1919) — русский религиозный философ, литературный критик и публицист, один из самых противоречивых русских философов XX века.



На главную

Произведения В.В. Розанова

Монастыри и храмы Северо-запада